Перед тем как перейти к вопросу как, нужно разобраться с вопросом для кого или зачем?
Зачем делится любое произведение на части или главы?
Глава — в поэтическом произведении важная единица композиционного членения, являющаяся как бы главной повествовательной цезурой и обозначающая обычно временной перерыв в течение событий или, при многопланности сюжета, — переход от одной сюжетной линии к другой.
Ведь повествование – это сплошной поток мысли писателя, от одного эпизода к другому. Так зачем же нужно делить этот поток, почему б не читать сплошной текст без грамма форматирования и разделения на отдельные отрезки?
Это делается в первую очередь для удобства. Ведь намного удобнее читать небольшими главами. А для кого это делается вопрос спорный: для писателя или читателя?
На данную тему можно дискутировать много, но я считаю, что для всех. Начиная от автора, который структурирует свой поток мыслей, а читатель наслаждается им.
Есть два варианта деления:
1. При планировании книги, то есть в какой главе и что должно идти
2. Сценами. В статье про план книги рассказывалось, что нам нужен эпизодник. И именно там при составлении сцен мы поймет, где следует прерваться
На практике мной использовались оба способа и не сказать, что какой-то из них лучше. Тут больше дело вкуса. Если вы правильно планируете изначально, то потом будет меньше вопросов.
Существуют советы, где и когда лучше закончить главу.
1. Делать перерыв на повороте
Звучит необычно, но ничего такого тут нету. Делается пауза на повороте сюжетной линии, то есть когда начинается что-то интересное и захватывающее, а глава заканчивается. И читатель зачитываясь говорит: Еще главу и спать.
Бывало у вас такое? Наверняка!
2. Повествование происходит в один промежуток времени
Как-то давно читала книгу Астрадени Джейн «Сто дней, которые потрясли галактику». Книга из разряда самиздат, но я надеюсь она когда-нибудь увидит мир.
Так вот из названия мы можем понять, что в данной книги сто глав, на каждую из которой отводиться один день.
3. Один эпизод или одна сцена
Некоторые авторы практикуют такую методику. Честно сказать у меня на практике главы таким способом выходили не очень-то большие, можно сказать совсем коротышки, но из прочитанных мной книг можно понять, что есть такие уникумы, у которых это удается в лучшем виде.
4. Взять за образец любимую книгу
Думаю, тут пояснять ничего не нужно. Мы просто открываем книжечку и взглядом аналитика штудируем главы.
Подведем итоги, чтобы разбить произведение на главы (ну или части) нам нужна писательская интуиция или Муза, которая на ушко нашепчет что и как. Ну, а если Муза молчит как партизан, то следует практиковаться. Работа, работа и еще раз работа.