Найти тему
ЛитМастер

Как разбивать текст на главы?

Перед тем как перейти к вопросу как, нужно разобраться с вопросом для кого или зачем?

Артур Конан Дойл "Затерянный мир"
Артур Конан Дойл "Затерянный мир"

Зачем делится любое произведение на части или главы?

Глава — в поэтическом произведении важная единица композиционного членения, являющаяся как бы главной повествовательной цезурой и обозначающая обычно временной перерыв в течение событий или, при многопланности сюжета, — переход от одной сюжетной линии к другой.

Ведь повествование – это сплошной поток мысли писателя, от одного эпизода к другому. Так зачем же нужно делить этот поток, почему б не читать сплошной текст без грамма форматирования и разделения на отдельные отрезки?

Это делается в первую очередь для удобства. Ведь намного удобнее читать небольшими главами. А для кого это делается вопрос спорный: для писателя или читателя?

На данную тему можно дискутировать много, но я считаю, что для всех. Начиная от автора, который структурирует свой поток мыслей, а читатель наслаждается им.

Есть два варианта деления:

1. При планировании книги, то есть в какой главе и что должно идти

2. Сценами. В статье про план книги рассказывалось, что нам нужен эпизодник. И именно там при составлении сцен мы поймет, где следует прерваться

На практике мной использовались оба способа и не сказать, что какой-то из них лучше. Тут больше дело вкуса. Если вы правильно планируете изначально, то потом будет меньше вопросов.

Существуют советы, где и когда лучше закончить главу.

1. Делать перерыв на повороте

Звучит необычно, но ничего такого тут нету. Делается пауза на повороте сюжетной линии, то есть когда начинается что-то интересное и захватывающее, а глава заканчивается. И читатель зачитываясь говорит: Еще главу и спать.

Бывало у вас такое? Наверняка!

2. Повествование происходит в один промежуток времени

Как-то давно читала книгу Астрадени Джейн «Сто дней, которые потрясли галактику». Книга из разряда самиздат, но я надеюсь она когда-нибудь увидит мир.

Так вот из названия мы можем понять, что в данной книги сто глав, на каждую из которой отводиться один день.

3. Один эпизод или одна сцена

Некоторые авторы практикуют такую методику. Честно сказать у меня на практике главы таким способом выходили не очень-то большие, можно сказать совсем коротышки, но из прочитанных мной книг можно понять, что есть такие уникумы, у которых это удается в лучшем виде.

4. Взять за образец любимую книгу

Думаю, тут пояснять ничего не нужно. Мы просто открываем книжечку и взглядом аналитика штудируем главы.

Подведем итоги, чтобы разбить произведение на главы (ну или части) нам нужна писательская интуиция или Муза, которая на ушко нашепчет что и как. Ну, а если Муза молчит как партизан, то следует практиковаться. Работа, работа и еще раз работа.