Найти в Дзене

Археологи изучают уникальные катакомбы, случайно найденные строителями на севере Израиля

Оглавление

Имена на погребальных урнах, найденных в 2000-летних Тиберийских катакомбах, написаны на греческом языке, но это лишь доказывает, что евреи в Галилее были мультикультурными, отмечают археологи.

Вход в катакомбы. Фото haaretz.com
Вход в катакомбы. Фото haaretz.com

Великолепная пещера с захоронением римской эпохи была случайно найдена в израильском городе Тверия, когда подрядчик, расчищающий почву для нового района, понял, что означает пустота, в которую бульдозер почти въехал, и сразу же вызвал израильское Управление древностей.

Подземный мавзолей датировали от 1900 до 2000 лет назад на основании архитектурного стиля.

Вход в еврейские катакомбы римской эпохи, найденные в Тверии. Фото Мики Пелед, haaretz.com
Вход в еврейские катакомбы римской эпохи, найденные в Тверии. Фото Мики Пелед, haaretz.com

В главной центральной камере находится несколько погребальных ниш-полок, высеченных в стенах пещеры, и вход в небольшую внутреннюю камеру.

Археологи также нашли оссуарии (урны), которые предназначены для повторного захоронения костей. Это означает, что умершие лежали в нишах, вырезанных в стенах пещеры, до тех пор, пока их тела полностью не разложатся.

Затем кости перезахоранивали в ящиках, которые делали из камня или глины. Размер этих ящиков соответствовал самой длинной кости человеческого скелета.

Аэрофотоснимок современной Тверии, построенной на руинах города, который в 18 году нашей эры основал Ирод Антипа на берегу Галилейского моря. Фото Юваль Гессер, haaretz.com
Аэрофотоснимок современной Тверии, построенной на руинах города, который в 18 году нашей эры основал Ирод Антипа на берегу Галилейского моря. Фото Юваль Гессер, haaretz.com

Оссуарии, сделанные из камня и глины, указывают на то, что катакомбы принадлежали евреям. Никакой другой народ не практиковал вторичное захоронение в римскую эпоху за единственным исключением.

В Израиле известен один случай, когда было найдено нееврейское захоронение в склепе. Это были набатейцы. Возможно, эти набатейцы переняли традицию у евреев, - отмечает археолог Мордехай Авиам из колледжа Кинерет.

Действительно, есть более ранние свидетельства вторичного захоронения в гончарной оссуарии. Это было в период энеолита, медного века, во время которого иудаизм уже существовал.

По какой-то причине практика возникла заново тысячи лет спустя, в I веке до нашей эры, и исчезла в начале III века.

Подземный мавзолей на севере Тверии был искусно вырезан из уступчивого известняка. Его стены украшала цветная штукатурка. Это свойственно тому периоду.

Оссуарий для хранения костей. Фото Мики Пелед, haaretz.com
Оссуарий для хранения костей. Фото Мики Пелед, haaretz.com

Больше информации будет получено после проведения раскопок. Важной находкой на данный момент стали имена, высеченные на оссуариях на греческом языке.

Многокультурные евреи Тверии

Еврейские имена на греческом языке на могилах в Святой Земле? Конечно. Это была распространённая практика. Половина могил в древнем Иерусалиме той же эпохи также содержит надписи на греческом языке. Другие надписи, найденные в самой Тверии и связанные с евреями, жившими в III веке, были также на греческом.

Это просто означает, что люди, похороненные в пещеры, знали греческий. Знание языка свидетельствует об их интернационализме и мультикультурности, - объясняет Авиам. - У них были культурные связи с грекоязычным народом. Евреи могли хранить свои заповеди и писать на могилах по-гречески.

Греческие надписи также украшают древние синагоги, найденные в Святой Земле, в том числе и в Тверии.

Мудрец Аббаху, который жил в Израиле с 279 по 320 годы и который учился в Тверии, прекрасно говорил на греческом и иврите. Это то же самое, что происходит сегодня: евреи в Бруклине молятся по-английски.

Но если еврейская погребальная пещера в Тверии датируется I или даже началом II века, то есть загвоздка. По крайней мере, согласно еврейско-римскому историку Иосифу, в Тверии в этот период ещё не должно было быть евреев.

Внутри 2000-летний еврейско погребальной пещеры. Изящно вырезанные стены свидетельствуют о богатстве семьи. Фото haaretz.com
Внутри 2000-летний еврейско погребальной пещеры. Изящно вырезанные стены свидетельствуют о богатстве семьи. Фото haaretz.com

Был ли прав Иосиф?

Тверия была основана в 18 году еврейским вассальным царем Иродом Антипасом, сыном Ирода Великого, на берегах Галилейского моря. Ирод Антипа строил город как свою столицу и назвал в честь раздражительного римского императора Тиберия.

Ирод Антипа построил Тверию с нуля как совершенно новый римский город-государство, что привело к конфликту мнений между Иосифом и современными исследователями.

Иосиф Флавий, первое имя которого Иосиф Бен Маттафия и который писал немного о Тверии и соседнем Сепфорисе (Ципори), утверждает, что евреи были брезгливы по отношению к переезду в новый город, потому что он был частично построен над древними могилами.

Возможно, так и было. Еврейская традиция говорит, что Тверия была построена частично над ещё более старой деревней.

Из-за гробниц земля была нечистой, пишет Иосиф, и евреи избегали города, пока не были совершены ритуалы очищения.
Керамический оссуарий в 2000-летней погребальной пещере в Тверии. Фото Мики Пелед, haaretz.com
Керамический оссуарий в 2000-летней погребальной пещере в Тверии. Фото Мики Пелед, haaretz.com

С Иосифом не соглашается археолог Авиам.

Во-первых, Ирод Антипа, возможно, был царской игрушкой в руках римского императора, но он также был еврейским царём Галилеи, преимущественно Еврейской области. Поэтому если бы он построил город в Галилее, евреи тоже переехали бы.

Во-вторых, вопрос о древних могилах легко разрешить. В древности поступали как и сейчас. Если государство хочет построить новый район или шоссе и на пути есть могилы, достаточно просто построить туннели или мосты.

Оссуарии в 2000-летней погребальной пещере. Фото Мики Пелед, haaretz.com
Оссуарии в 2000-летней погребальной пещере. Фото Мики Пелед, haaretz.com

Тогда, во II веке, ответ крылся в ритуалах. Возможно, их разработал во II веке мудрец Шимон бар Йохай после разрушения римлянами второго храма в 70 г. нашей эры.

Ритуалы должны были либо заставить древние могилы погрузиться глубже в землю, предотвращая загрязнение живых, либо подняться выше, чтобы мёртвых можно было перезахоронить в других местах.

Во всяком случае в какой-то момент евреи явно обошли проблему жизни, связанную с мёртвыми, потому что во II веке Тверия значительно расширилась, и снова возник вопрос о захоронениях.

Так как город стал столицей в то время, очевидно, что евреи решали эту головоломку.

Авиам предполагает, что покойные обитатели погребальной пещеры не были одними из первых тиберийцев. Скорее всего, сначала Ирод Антипа населял город рабочими, а элитные классы поселились позже, возможно, во второй половине I века.

Среди них были мультикультурные евреи, говорящие по-гречески.

Или возможно пещера вообще не принадлежала тиберийцам. Авиам отмечает, что катакомбы находятся далеко от древней Тверии. Поэтому либо еврейская семья ходила довольно далеко, чтобы попасть в это место, либо они жили не в самом городе, а в соседней деревне.

Пещеру ещё предстоит раскопать, поэтому пока неизвестно, есть ли там что-нибудь. К тому же, вполне вероятно, что пещера была ограблена и в ней давно нет никаких ценностей.

У входа в пещеру стояли резные каменные двери, которые археологи не нашли. Потому что власти заблокировали пещеру, чтобы защитить её от грабителей и вандалов.

По материалам haaretz.com