Эта статья открывает цикл материалов, который будет посвящен разнице между спортивным, историческим и ролевым фехтованием. А ведь есть еще такая штука, как фехтование сценическое и его подвид — артистическое, да и термин «истфех» далеко не однозначен, к слову говоря!
Но прежде чем переходить к этим тонкостям, мы очень кратко рассмотрим, по каким принципам вообще развивалось искусство владения холодным оружием на территории от Испании до Скандинавии в период от Античности до XX века, когда на полях Второй мировой пали последние воины, убитые сабельным клинком.
Оговорюсь сразу: дело будет касаться только европейских особенностей мечевого боя. Существует огромное количество азиатских фехтовальных школ, от эфиопского шотеля до японской катаны, но восточные техники — слишком уж экзотичные, развивавшиеся в своих специфических условиях. В общем, Запад есть Запад, а Восток есть Восток…
Итак, начнем, благословясь.
Что такое фехтование?
Как термин оно может пониматься в узком и широком смысле. В узком это исключительно техника бездоспешного боя на колющем оружии. Да, именно колющем. Это понятие относится к боевым европейским техникам XIV-XIX веков, включающим в себя владение:
- мечом и тарчем (локтевой трапециевидный щит);
- мечом и баклером (маленький круглый кулачный щит);
- рапирой;
- рапирой и дагой (кинжалом);
- позднее появившейся шпагой.
Кстати, если вы заметили, в большинстве случаев речь идет о парном оружии. Да, щит — такое же оружие, как и меч.
Колющая техника изначально была предназначена для схваток на узких улочках средневековых городов, где не размахнешься для рубящего удара. Постепенно, из-за того, что рапиру и кинжал было удобнее носить с собой, чем меч и щит, она распространилась по всей Европе как вариант гражданского искусства самозащиты (путем самонападения, конечно же, но таковы были нравы того жестокого и веселого времени).
С этой точки зрения ни мечевой бой конных латников, ни бравое размахивание двуручником, ни казачья рубка на шашках фехтованием не являются. Именно в таком контексте фехтование понимают в современных спортивных школах, где из былого великолепия сохранились только крайне редуцированные рапира и шпага (между которыми, между нами, почти нет реальной разницы).
Но среди реконструкторов, ролевиков и приближенного к этим слоям народа фехтованием называется все, что касается владения оружием длиннее кинжала. Да и с кинжалом не все кошерно)) Здесь и все виды мечей, и сабли, и полэксы, и даже топоры, не говоря уж о глефах и алебардах. Попытаемся разобраться, откуда что взялось.
Тенденции развития - от конца римской эпохи до Ренессанса
Сразу скажу — никто не знает, существовала ли техника боя на мечах в армиях Рима и греческих полисов. Нет, армейский бой в легионах, разумеется, преподавали, только вот историкам неизвестно, сводилось ли обучение к чему-то большему, чем к тыканью гладиусом вперед под крики унтера «Коли! Руби! Шагай!». Не сохранилось никаких документов об этом. Как проходило обучение в гладиаторских школах, мы тоже толком не знаем. Знаем лишь разделение на классы бойцов, и все...
Дальше грянули Темные века, понеслись друг на друга, друг от друга и вовсе уж непонятно, кто, зачем и куда, бесчисленные племена готов, гуннов, галлов, кельтов, а также настолько уж странных народов, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Все смешалось на маленьком клочке суши у Атлантического океана. Только спустя долгую тысячу лет в Европе появилось то, что можно было с грехом пополам назвать цивилизацией.
И над полем боя взошло солнце Царства Терминаторов — людей, одетых в железные одежды…
Об искусстве боя на мечах рыцарей Европы, норманнских хирдманов и славянских дружинников мы, опять-таки, очень мало что знаем точно. Никаких писаных источников, освещавших, каким же все-таки образом надо тыкать ближнего своего заточенной железякой, чтобы побыстрее прервать его бренный путь, от 9-12 века не осталось. Современные реконструкторы древних славян и викингов (почти все они по совместительству ИСБ-шники) используют вероятную тактику боя, которую можно предположить из именно такого комплекса вооружений. И то усеченную, ибо колоть-то нельзя.
Мы можем только догадываться, рассчитывать методы боя на компьютерах и проверять их эмпирическим путем, но точных знаний нет. И вряд ли когда-нибудь оно будет.
На основе археологических находок можно предположить, например, что у норманнов был в чести прием подныривания под щит в ближнем бою и удар мечом или топором в бедро или под колено врага. Этот вывод можно сделать на основании большого числа найденных воинских захоронений, где у трупов были разрублены ноги. Но и только. Какие там применялись стойки, какие позиции, какие еще приемы — можно только догадываться.
Мы можем лишь предполагать, что техника у всех воинов Европы, скорее всего, была достаточно простой, сложных приемов не подразумевала, ибо оружие было достаточно неуклюжим. Скорее всего, они давили массой, брали физической силой, при наличии на противнике брони рубили в щели между пластинами, чтобы не портить лезвие. Меч на меч не принимали, но уколов наверняка не чурались. Провести колющий удар, в принципе, можно чем угодно. Другое дело, что до появления методов, основанных на колющих возвратно-поступательных движениях, еще оставалось 4-5 веков.
Но европейский народ постепенно учился грамоте. Жители вольных городов переставали считать себя бесправным быдлом, учились держать оружие в руках и изобретали адаптированную под свои возможности технику боя.
Гуситские войны показали, чего стоит в ближнем бою дюссак — простая полоса металла с узким хвостовиком, который заворачивался в петлю и не имел даже деревянной ручки (держали дюссак только рукой в рукавице).
А в Северной Италии, Испании, Чехии и Германии приобретал распространение мещанский длинный меч — штука, бесполезная против воина в броне, но жутко эффективная против легкой пехоты и городских бандитов.
- Эй, брателло, подь сюды! Ты с какого цеха?
- Сейчас узнаете, с какого… - С тихим шелестом длинный клинок выскальзывал из ножен.
А вслед за своим старшим братом уже спешила рапира, цепляясь витой гардой за ручки двери, ведущей в новый век.
Народ умнел, развивался, учился грамоте, как было сказано выше. И наконец, в XIV-XV веке он обрел счастье в лице первых фехтбуков — учебников фехтования. И именно в этот момент рыцари, почесывая отбитые гуситами бока, осознали, что сиволапое мужичье способно им качественно навалять, и тоже взялись за науку. Фехтование действительно стало превращаться в дело людей благородного сословия.
Именно с этого момента, с начала эпохи Ренессанса, и появились те научно-прикладные практики, которые мы, далекие потомки этих людей, и станем считать подлинным боевым искусством Возрождения. Появились и распространились классические школы лонгсворда, меча и баклера, рапиры с различными дополнениями, и так далее. И особо интересным было то, что появление фехтовальных школ было напрямую связано с развитием науки математики...
...продолжение следует...)