Это заключительная часть большого обзора по творчеству японского писателя Харуки Мураками!
Произведения Мураками читаются нелегко, сказать, что они на любителя - ничего не сказать, но стоит Вам прочувствовать атмосферу и структуру каждого произведения и Вы унесётесь в иные миры, в которых Вам захочется остаться. Наиболее хорошо, произведения Мураками воспринимаются людьми знакомыми с фантастикой или увлекающимися философией. Собственно произведения Мураками, часто называют современной неофилософией, либо псевдофилософией. К слову, под это же определение попадают и всякие Паоло Коэльо (~ФУ!), но поставить в один ряд этих авторов - это безумие! Сложные сюжеты с переплетениями и разветвлениями, сходящиеся в совершенно неожиданных точках у Мураками и рядом не стоят с линейным повествованием Коэльо. Как пишет Дмитрий Коваленин в своей книге “Суси-нуар. Занимательное муракамиедение” -
"Герои» Мураками не творят судьбу и не борются с ней. Они ее ищут. Хотят ее обрести. В каждом романе их Судьба куда-то теряется или ее отнимают, а они отчаянно пытаются ее отыскать или вернуть.",
" Их Судьба – в поиске самой судьбы, тебе не кажется? Как в том фильме – сюжет в поиске сюжета. Потому и не перескажешь толком, и события вспоминаешь с трудом, а перечитывать хочется снова и снова. Когда читаешь, вроде понимаешь, как действовать. Закрыл книгу – и запутался в очередной раз."
Итак, поговорим о героях и творчестве Харуки Мураками.
В большинстве произведений, герои Мураками обезличены. Повествование ведётся от третьего лица. Типичный герой Мураками - это некое “Я”. В основном его герои проживают в Японии и являются обычными японцами, часто клерками или безработными, пародоксально, но, довольно часто они попадают в мистические истории, нет, не так.
Мистицизм кроется внутри них и по ходу сюжета Мураками вытаскивает этот мистицизм наружу. Делает он это очень аккуратно. Не думайте, что Вас ждёт резкое погружение в потустороннюю реальность. В начале, Вам покажется, что Вы читаете об обыденном человеке. Как известно, признаком хорошей фантастики, является возможность читателя перенести проблемы литературного героя на “истинную реальность”, то есть ассоциативно провести параллель между фантастикой и нашей жизнью. Такой приём, часто используется в антиутоиях типа “451 градус по Фарингейту” и “1984″. Проблемы, поднимаемые в этих произведениях, актуальны не только в контексте антиутопических миров этих произведений, но и в нащей жизни. Это и является признаком хорошей фантастики. Мураками поступает точно также. Читателю одновременно просто и нелегко поставить себя на место главного героя. Герою Мураками хочется сопереживать. Рассмотрим несколько, наиболее значимых произведений Харуки Мураками.
Мураками часто сравнивают с Францем Кафкой,
действительно, произведения Мураками очень схожи с магическим реализмом австрийского писателя, сам Мураками не отрицает, что очень любит Кафку.
Знаковые произведения Харуки Мураками.
"Трилогия Крысы".
В первую очередь, наиболее знаковое произведение Мураками - это конечно “Трилогия Крысы”. На самом деле, это квадрология, но продолжение к оригинальной трилогии увидело свет, несколько позже, чем вышла последняя книга оригинальной трилогии.
В оригинальную трилогию входят книги “Слушай песню ветра”,
“Пинбол 1973″
и “Охота на овец”.
Продолжает её, лучший по мнению многих критиков роман автора “Дэнс, дэнс, дэнс!”
В основе этих произведений лежит древняя китайская легенда о вселении в человека души животного (овцы). Начинающееся, как повседневная драма произведение, закручивается к концу, так, что уже не до конца понимаешь, где мистика, а где реальность, где сон, а где явь. Самое сильное, по моему мнению место, это рефлексии главного героя в горной хижине занесённой снегом, оторванный от цивилизации по стечению обстоятельств, герой выглядит, как метеорит, одиноко кружащий по околоземной орбите.
Сделаем отступление и поговорим о структуре произведений Харуки Мураками.
Структура произведений, их особенности и ключевые черты.
Иногда, Мураками прибегает к приёму разделённого повествования. То есть использует в произведениях две или более сюжетных линий, которые сами по себе являются самостоятельными произведениями и пересекаются только к концу. Этакий “роман в романе”, только в более усложнённом виде. Этот приём встречается в трёх произведениях. "1Q84",
“Хроники Заводной птицы”,
и “Страна чудес без тормозов и Конец Света”,
Во всех трёх произведениях присутствуют параллельные миры. При этом если в“1Q84″ и “Хрониках…” эта параллельность условна, то есть миры не отличаются друг от друга радикально, а лишь зеркально, то в “Стране Чудес…” есть реальный и ирриальный мир. В этом романе присутствуют две параллельные сюжетные линии, которые, как кажется сначала, ничем не связаны.В нечётных главах романа (Страна Чудес без тормозов) действие разворачивается вокруг человека, способного после специальной подготовки использовать своё подсознание как ключ к системам шифрования и обработке данных. Действие происходит в месте, похожем на современную Японию.
Чётные главы романа (Конец Света) повествуют о странном городе, окружённом высокими стенами, которые мешают людям покидать его. Жители города не имеют теней, а новоприбывшим их отрезают. Рассказчик получает работу в библиотеке. Эта работа заключается в том, что он должен «читать старые сны», которые находятся в черепах умерших единорогов. В последних главах романа две сюжетные линии сплетаются воедино.
Роман «Страна Чудес без тормозов и Конец Света» затрагивает такие темы, как сознание и подсознание, концепции личности.
По словам литературного критика Сергея Костырко,
«повествование строится одновременно по законам антиутопии и фэнтези».
"Хроники заводной птицы".
При этом в “Хрониках Заводной Птицы” роль параллельного мира играют подсознательные образы главного героя на стыке осознанного сновидения и галлюцинаций.
Также в сюжете присутствует элемент научной фантастики и исторического романа.
Сюжет в “Хрониках…” таков: В начале романа Тору Окада уходит из юридической фирмы, с места рядового клерка. После увольнения он живет на сбережения, деньги, оставленные родителями, и на то, что зарабатывает жена Кумико (журналистка в журнале «о здоровом питании»).С Тору начинают происходить странные события. В отсутствие жены на работе звонит неизвестная женщина, пытающаяся заняться с героем телефонным сексом. Неожиданно пропадает любимый кот. Тору знакомится с шестнадцатилетней соседской девушкой. Появляются ещё две экстрасенши — Мальта Кано и её сестра Крита Кано (некогда работавшая проституткой). Они, по просьбе жены Тору, участвуют в розыске кота. Внезапно пропадает жена. Она оставляет герою послание, в котором сообщает, что уже три месяца встречалась с любовником, поскольку не получала удовлетворения от мужа. При этом пишет, что любит его. Появляется брат Кумико — восходящая звезда политики. В «Хрониках» он несет чрезвычайно важную смысловую нагрузку, являя воплощенное Зло. Брат супруги требует дать Кумико развод. Но Тору чувствует, что та попала в черные сети брата-извращенца, и стремится её вернуть. Попутно в тексте романа присутствуют значительные вставки, посвященные японской оккупации Китая и войне с СССР на Халхин-Голе в 1939 году.Далее Тору знакомится с ещё одной женщиной, которая приобщает его к экстрасенсорному бизнесу, экстрасенсорные способности прорезались у героя во время сидения в пересохшем колодце во дворе заброшенного дома по соседству. На определенном этапе внутренний дух героя сталкивается с духом Нобору Ватая (брата супруги) и бейсбольной битой калечит его. Параллельно и сам реальный злодей оказывается в больнице. Там его и убивает Кумико, мстя за свою потерявшую стабильность жизнь и любовь. Ей светит минимальный срок. Тору собирается её ждать. То есть, совершив «титаническое усилие», возвращается в привычное состояние.
Как можно заметить, в произведениях Харуки Мураками присутствует интимный аспект. Это обусловлено, прежде всего, менталитетом японцев. Несмотря на жёсткие законы в сфере ограничения и цензурирования порнографической и хентайной продукции, табу на описание и демонстрацию интимных мест, соитий и прочего в Японии никогда не существовало. Но интим в произведениях Мураками выполняет не развлекательную или натуралистическую роль, а буквально влияет на сюжет, как бы смешно это ни звучало. Например, вышеупомянутая Крита Кано является не проституткой в прямом смысле, а неким воплощением суккуба. Подобных специфичных моментов в произведениях Мураками множество.
"1Q84".
Роман "1Q84″ является этаким Magnum Opus Харуки Мураками. На написание первого тома романа у Мураками ушло 5 лет. В нём в полной мере раскрывается талант Мураками балансировать на стыке рационального и иррационального. “1Q84″ ( читается - «Тысяча невестьсот восемьдесят четыре») — это книга о поиске психологической опоры в мире размытых ориентиров. Книга знакомит читателя с двумя героями: женщиной-инструктором фитнес-клуба Аомамэ и учителем математики Тэнго. Повествование ведётся от третьего лица. Общая фабула строится на темах веры и религии, любви и секса, оружия и домашнего насилия, убийства по убеждениям и суицида, а также потери себя и духовной пропасти между поколениями отцов и детей.Наиболее ярко в книге раскрывается тема экстремистских религиозных сект. Вопрос, что же именно порождает в сегодняшнем технологичном, «высокообразованном» социуме столь уродливые культы, поднимался Мураками ещё в документальной книге «Подземка», однако на сей раз авторский ответ на него обретает конкретную сюжетную форму.В повествовании довольно активно использован образ «гиляков» (офиц. — нивхи) — малой народности российского Дальнего Востока. Для описания их быта и национальных черт автор неоднократно ссылается на книгу «Остров Сахалин» Антона Павловича Чехова. Интерес к этому уникальному народу, очевидно, зародился у Мураками во время его путешествия на Сахалин в 2003 году.
Отдельного упоминания стоит относительно взаимосвязанный сюжет в романах “Хроники Заводной Птицы” и "1Q84″. Вообще-то, прямой связи между ними нет, присутствует лишь один персонаж Господин Усикава, который погибает в романе "1Q84″.
"К югу от границы, на запад от солнца".
Времена, когда Мураками был барменом писатель положил в основу романа “К Югу от границы, на Запад от солнца”
Дмитрий Коваленин, очень интересно охарактеризовал Мураками, как писателя - бармена.
“Он и не претендует на статус великого мастера! Мураками — писатель-бармен. Когда тебя все задолбало, но в карманах осталось немного денег, ты хочешь просто пойти «отмокнуть», вспомнить, кто ты такой. И ты идешь к своему любимому бармену на краю города. Это утилитарная литература, но именно она сейчас и востребована. Тебе хочется просто хорошего собеседника, ты слушаешь одинокий голос его героя, который Мураками уже двадцать с лишним лет воспроизводит. Он дает тебе этого собеседника, ты ему веришь. Можно навертеть какие угодно эпохальные произведения, как у Роулинг, и захватить весь мир. Но нам сегодня не нужно мир захватывать, нужно отойти в сторону и спокойно поговорить. Эту интонацию очень мало кто умеет воспроизводить, а Мураками, будучи японским барменом, умеет.”
"Занимательное Муракамиедение" Д. Коваленин
Сюжет “К Югу от границы, на Запад от солнца” очень интимен. Главный герой - бармен Хадзимэ, по ходу сюжета, вспоминает свою подругу и любовь детства Симамото и в один из дней встречает её у себя в баре, но по стечению обстоятельств, она исчезает также внезапно, как и появилась. Это самая лиричная и интимная книга Мураками. И самая, легко читаемая, советую начинать знакомство с автором с неё.
Сборники рассказов.
Пожалуй, самые весомые работы Харуки Мураками я разобрал, естественно, я ориентировался на свой вкус. Помимо этих работ у Мураками есть также сборники рассказов. Наиболее, мне запомнились “Послемрак”
и “Светлячок”
"Норвежский лес".
Рассказ “Светлячок” лёг в основу романа “Норвежский лес”
Именно после выхода этого романа к Харуки Мураками пришла мировая известность. Несмотря на то, что эта книга не раз вытаскивала меня из глубокой депрессии, я её не люблю, не в том смысле, что она мне не нравится, а в том, что она очень тяжёлая для прочтения и к концу гнятущая. Именно благодаря этой книге, я полюбил The Beatles. Роман повествует о сложных человеческих судьбах в Японии второй половины XX века. Этот роман прежде всего поднимает вопросы потерь человека. Главный герой и рассказчик — Тоору Ватанабэ, который вспоминает свои былые дни в качестве студента токийского университета. Посредством его воспоминаний читатель знакомится с развитием его отношений с двумя совершенно разными девушками — прекрасной, но психологически травмированной Наоко, и эмоциональной, живой Мидори. Действие происходит в Токио 1960-х годов, когда японские студенты вместе со студентами всего мира протестовали против установившегося порядка.
Музыка в произведениях Мураками.
Поговорим о музыке в произведениях Харуки Мураками. Она занимает в них центральное место. Посредством музыки автор, порой передаёт эмоции главных героев.
Особенно интересен момент в “Хрониках Заводной Птицы”, когда главный герой рассуждает о современных тенденциях музыки с 16 летней девочкой. Интересен конфликт, так сказать поколений. На тему горячо любимой писателем музыки Мураками написал исследование эссе “Джазовые портреты”.
Я безмерно благодарен Мураками за то, что он научил меня любить джаз. Пожалуй, мой любимый исполнитель Нэт Кинг Коул. Конечно, Мураками слушает не только джаз, он также неплохо относится к поп музыке 70-80 х годов. Музыка, упоминаемая в произведениях Мураками, также издавалась в виде аудио сборников.
Разумеется Харуки Мураками и его книги не могли обойти вниманием кинорежиссёры. Очень советую посмотреть экранизацию Норвежского леса от вьетнамского режиссёра Чан Ань Хунга. Вообще-то, она неудачная, по сравнению с книгой, но если Вы не любите читать посмотреть стоит, тем более, что ничего, более менее нормального, по Мураками, кроме этого не сняли.
Напоследок упомяну, что отдельного восхищения достоен дизайн книг серии “Мураками Мания” издательства “Эксмо” (их Вы можете видеть в этом обзоре), даже сам Мураками, говорил в одном из предисловий для русских читателей, что дух его книг передан потрясающе! Он, также, очень лестно отозвался о Дмитрии Коваленине, который перевёл на русский язык, почти все его книги.
На этом, пожалуй, всё. Итак, определённо можно сказать одно - Харуки Мураками - это знаковый автор современной литературы, который войдёт в учебники и хрестоматии по всему миру. Его миры многогранны и уникальны. Разумеется он был отмечен многочисленными литературными премиями по всему миру! Вот их список:
Премия Ёмиури
Премия Танидзаки
Премия Франца Кафки
Иерусалимская премия
Всемирная премия фэнтези за лучший роман
Премия Кобаяси
Так в чём же секрет популярности Харуки Мураками?!
Мне думается, что секрет лежит в том, что Мураками долгое время проработал барменом, а работа бармена предполагает общение с клиентами, жизненные истории которые они рассказывают, при должной литературной обработке легко могут лечь в основу художественных произведений, умение слушать - это тонкий психологический момент и, если человек умеет слушать, перед ним промелькнут за день сотни похожих и, в то же время, разных характеров и личностных типажей - всё это нескончаемый источник для хороших и увлекательных историй!
В этом и есть секрет Мураками - он - писатель-бармен, не похожий ни на кого и одновременно на всех и в этом его прелесть!
Закончить хотелось бы цитатой из его книги
“Будешь читать то же, что и остальные — начнешь думать как все.“
"Норвежский лес" Х. Мураками
На этом саёнара, мои дорогие любители японской литературы!
P.S.
(А мужику почти 70 ;))