Найти тему
KINETICA

Как создать фильтр поиска для сайта на основе семантики

Фильтр поиска — это сервис на сайте, который помогает пользователю найти необходимый товар или информацию, например, статью. Фильтр облегчает навигацию, улучшает поведенческие характеристики, формирует дополнительные релевантные посадочные страницы и способен улучшить видимость сайта в поиске.

Предположим, вы хотите посещать фитнес-клуб с танцевальными группами неподалеку от станции метро Курская. Вы кликаете по первым ссылкам из результатов поиска и попадаете, например, на такую страницу.

Взгляните на URL и выделенные теги, эта страница — результат фильтрации
Взгляните на URL и выделенные теги, эта страница — результат фильтрации

Благодаря наличию необходимых тегов, сайт оказался релевантен запросу пользователя. Чтобы добиться этого, нужно во время проектирования сайта предусмотреть все возможные варианты запросов или разработать фильтр, который будет создавать посадочные страницы под различные комбинации поисковых фраз.

Каким сайтам нужен фильтр

Интернет-магазинам. Если на вашем сайте большой и разнообразный ассортимент, который отличается по многим характеристикам — вам нужен фильтр. Примеры: ювелирные магазины, интернет-магазины одежды, бытовой техники, гаджетов и т. д.

Сайтам-каталогам — поиск недвижимости, фитнес-центров, авиабилетов, отелей и т. д.

Большим информационным проектам. Журналам, блогам, сборникам инструкций. Если вы публикуете информацию по разным темам и категориям — фильтр облегчит поиск нужного материала для посетителей.

Как формируются дополнительные страницы

Мы упомянули, что фильтр помогает вам создавать релевантные посадочные страницы для запросов. Что это значит? Рассмотрим на примере ювелирных украшений.

Пользователь хочет найти женское кольцо из белого золота с топазом, необходимый размер — 17,5. Даже если в структуре вашего сайта предусмотрена такая страница, то расположить ее и все подобные страницы в каком-то подразделе не получится — слишком много вариантов материала, видов камней, размеров. Для таких случаев и нужен фильтр — он самостоятельно сгенерирует нужную страницу для поисковой выдачи.

• Вид украшения — кольцо.
• Для кого — женское.
• Материал — золото.
• Цвет материала — белое золото.
• Камень — топаз.
• Размер — 17,5.

Для поиска такого изделия на вашем сайте должно быть как минимум 4–6 тегов,в зависимости от структуры. Если пользователь уже находится в каталоге колец, то первый фильтр для него будет неактуален. Если это подраздел «женские кольца», то первые два можно исключить и так далее. Фильтр необходим, когда есть некое множество вариантов. Количество тегов фильтра, помимо прочего, будет зависеть от места расположения фильтра на сайте.

Как новый алгоритм Яндекса «Королёв» повлияет на продвижение
Как новый алгоритм Яндекса «Королёв» повлияет на продвижение

Как подобрать теги для фильтра

1. Самый простой вариант — подсмотреть, как устроена фильтрация у конкурентов и «скопировать» себе структуру.

Плюсы: это быстро.
Минусы: можно скопировать чужие ошибки.

2. Предположить необходимые фильтры исходя из товарной матрицы.

Плюсы: тоже относительно быстро.
Минусы: скорее всего вы упустите нюансы поиска.

3. Собрать фильтры на основании семантики.

Плюсы: можно учесть нюансы пользовательских запросов.
Минусы: необходимо время, и качество фильтра напрямую зависит от полноты собранного семантического ядра.

Мы рассмотрим третий способ, хотя первые два тоже помогут получить инсайты и уточнить особенности по семантике, если у вас возникнут сомнения.

Предположим, вы планируете запустить интернет-магазин по продаже корма для домашних животных. Давайте посмотрим, какой фильтр должен быть на странице «Корм для собак».

Сбор ключевых фраз в Serpstat

Зайдите в инструмент «Анализ ключевых фраз» — «Суммарный отчет». Введите высокочастотный запрос «корм для собак».

-4

Спуститесь ниже в отчете и выберите пункт «Конкуренты в поисковой выдаче». Отсортируйте конкурентов в порядке убывания видимости.

-5

Здесь следует отбросить сайты-отзовиков и многопрофильные ecommerce-проекты типа «Эльдорадо» или «Озона». Выбирайте только прямых конкурентов в нише с наибольшим количеством общих ключевых фраз. Достаточно собрать от 3 до 6 конкурентов.

Далее перейдите к каждому конкуренту в столбце «Домен» и соберите его ключевые фразы. Вы попадете в отчет «Позиции». В нем нужно применить фильтр: «Ключевые слова» — «Содержит» — «корм собак» (без кавычек). Затем экспортируйте данные в эксель.

-6

Сделайте то же самое со всеми конкурентами из списка. Так вы получите 3–6 файлов с ключевыми фразами, относящимися к запросу «корм для собак».

Распарсиваем фразы по левой колонке Yandex.Wordstat в KeyCollector

Все получившиеся фразы переносим в KeyCollector и распарсиваем по левой колонке. Регионом для поиска можно поставить Москву.

-7

Вставьте в это окно все ваши фразы, собранные у конкурентов и нажмите «Начать сбор»

После того как вы распарсите фразы, их станет в разы больше. Я рекомендую выполнить быструю чистку, чтобы в дальнейшем облегчить поиск тегов для фильтра.

В быстрой чистке следует удалить:

• неявные дубли;
• фразы, содержащие вопросительные слова — «какой», «где», «что» и так далее;
• фразы, содержащие слова: «отзывы», «посоветуйте», «рейтинг», «лучший», «обзор»;
• общие стоп-слова: «скачать», «фото», «видео», «реферат», «доклад», «курсовая», «бесплатно», «авито», «самый» и прочие;.
• фразы, состоящие не более чем из одного слова и фразы, состоящие как минимум из 6–7 слов;
• фразы с частотой «!», равной 0;
• слова гео-указатели — названия городов.

Лучше пробежаться несколько раз глазами по списку фраз и почистить его. В каждой теме, помимо общих стоп-слов, вы найдете еще какие-то специфические минус-слова. Например, как в нашем случае — «суточная норма», «дозировка», «хранение», «рецепты». У меня после чистки осталось чуть больше 500 фраз.

Поиск фильтров

Рассмотрим два способа поиска тегов фильтра: в программе KeyCollector и в сервисе Serpstat. Оба способа можно использовать для дополнения данных друг-друга.

KeyCollector

Переходим во вкладку «Данные» — «Анализ групп».

Настройки группировки должны быть такими: Тип: по составу фраз
Сила по составу: 3
Настройки группировки должны быть такими: Тип: по составу фраз Сила по составу: 3

Полученные группы выгружайте в эксель. Фразы внутри групп будут объединены по какому-то общему признаку. Наша задача — вычислить этот признак и занести в документ. У меня получилось так:

Вид корма: сухой, влажный, консервы.
Производитель: Monge, Acana, Grandorf, Brit и т. д.
Размер собаки: мелкие, средние, крупные породы, или по весу собак: до 10 кг.
Возраст собаки: щенки, взрослые, пожилые.
По вкусу: курица, рыба, оленина, ягненок, кролик и т. д.
Класс: эконом, премиум, суперпремиум, холистик.
Специализированные:

• гипоаллергенный;
• для активных собак;
• фитнес/для снижения веса;
• беззерновой;
• ветеринарный;
• для собак с чувствительным пищеварением;
• при заболеваниях печени;
• при заболеваниях почек;
• для беременных собак;
• для кастрированных.

Serpstat

Это способ несильно отличается от предыдущего. Нам также понадобятся вычищенные фразы из KeyCollector. Далее заходим в Serpstat, раздел «Инструменты».

Выбираем «Кластеризация и Текстовая аналитика»:

• создаем новый проект;
• загружаем фразы;
• выбираем поисковую систему и регион. Я указала Google и Россию;
• сила связи — medium, тип кластеризации — soft;
• запускаем обработку.

Результат — фразы сгруппированы по тематике и поисковой выдаче
Результат — фразы сгруппированы по тематике и поисковой выдаче

Далее нужно вручную выбрать необходимые теги. Для лучшего результата я рекомендую использовать оба способа в паре друг с другом.

Так мы сформировали фильтр, который поможет посетителям вашего сайта сориентироваться в ассортименте и подобрать нужный товар. Не забывайте, что у каждой страницы фильтрации должны быть заполнены метаданные в соответствии с контентом: title, description и заголовок h1. А также у всех подобных страниц должен быть ЧПУ. Чем удобнее реализован такой поиск, тем выше вероятность, что пользователь купит у вас.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц