Казалось, эту девушку длинными дистанциями особо не удивишь. Полумарафон? Пожалуйста. Марафон? Заносите. Ультрамарафон? Да легко! До 2018 года Евгении Румянцевой покорялась абсолютно любая дистанция. Оставался только Ультрабалатон – знаменитый венгерский сверхмарафон протяженностью в 221 км, пробежать который необходимо за раз и без длительных остановок. Но и эта вершина взята. О том, как добраться до финиша такой длинной гонки и не потерять себя, Евгения поделилась в интервью.
— Вы принимали участие в Ультрабалатоне дважды. Почему не получилось преодолеть дистанцию в первый раз? И почему решились на повторный старт?
— Первый раз я бежала Ультрабалатон в 2016 году. Тогда я была готова физически, но не была готова к жаре. Мне катастрофически не хватало воды. И в какой-то момент я просто повисла на заборе от изнеможения, усталости и жажды. В таком измученном состоянии меня нашла моя подруга, которая бежала эстафету. Я не помню, как добралась до отметки в 100 км. Быстро перекусив, попив воды, я побежала дальше. Но все следующие 28 километров у меня сильно болел желудок. Из жалости к себе я решила закончить гонку. Конечно, хотелось взять Ультрабалатон. И если бы тогда в 2016-м меня кто-то подбодрил и сказал, что я смогу, то, возможно, я бы нашла силы добраться до финиша. Но этого не произошло.
— Расскажите, а как проходила ваша подготовка к этому забегу?
— Я решила учесть свои ошибки и сразу начала готовиться к жаре. Я провела зиму во Вьетнаме, там очень жарко, тяжело бегать даже в 5 утра. Там всего один раз мне удалось непрерывно бежать 5 часов. Каждое утро пробегала по 20 км, также ездила на велосипеде по 50-60 км. И вдруг в марте я упала с мотобайка и повредила ребро. Оказалась – трещина. Смирилась с тем, что скорее всего я не побегу в этом году. Но через несколько месяцев мы с подругой в Сочи посмотрели фильм «Тренер». Он произвел на меня настолько сильное впечатление, что я наплевала на свое ребро, тем более к тому времени оно уже начало заживать, и буквально в тот же день купила билеты в Венгрию.
— И что потом. Столкнулись ли вы с какими-то проблемами непосредственно перед самой гонкой?
— В Венгрии меня ждали две проблемы: одна – серьезная, другая, скорее, комичная. Дело в том, что за неделю до старта я отравилась. У меня была температура, я практически не вставала с кровати и жила только на воде. А буквально за день до старта мой венгерский друг Жольт похвастался своими новыми кроссовками. Я решила ему парировать! Открываю рюкзак – а кроссовок нет. Вот как такое могло произойти? Просто представьте: ты тренируешься, привыкаешь к обуви, а ее нет! Пришлось ехать в Будапешт в единственный магазин, где эти кроссовки можно купить. Купила мужские и на размер больше. Женских не было вообще.
— Как раскладывали силы на трассе? Поделитесь тактикой. Самый волнующий вопрос: о чем думалось на протяжении всех 221 км?
— Тактика у меня была одна. Я разделила всю дистанцию на полумарафоны и считала все в полумарафонах, то есть 10 с половиной штук. Так и бежала, постоянно переводя в уме полумарафоны в километры. Это меня отвлекало от утомительности и протяженности дистанции. Затем после 100 км начала периодически менять бег на ходьбу, поскольку стали появляться мозоли. Это помогло мне сохранить ноги, разгрузило психологически. В уме рассчитала, что должна уложиться в отведенные 32 часа. А думалось лишь об одном – как я здесь вообще оказалась? Но все не благодаря, а вопреки: вопреки тому, что не взяла кроссовки, вопреки тому, что отравилась, вопреки тому, что повредила ребро. Этих «вопреки» так много, что ты понимаешь, что ничего не остается, как терпеть и идти к финишу.
— Были ли какие-то особенные участки на трассе, которые вам запомнились?
— Трасса в основном монотонная и однообразная. Я предполагаю, что ночью мы пробегали довольно-таки красивые места, но их не было видно. Озеро Балатон где-то рядом, но видишь его редко. Но если это случается, то искренне радуешься, думаешь, как здорово, что ты здесь оказалась. Особенными для меня стали 10 км уже ближе к финишу. Дело в том, что мы бежали параллельно автотрассе: машины, велосипедисты, грузовики. Все это очень напрягало. Лично мне казалось, что вот-вот упаду. Спасибо моему ассистенту Роланду: он пристально за мной приглядывал.
— Как вы можете оценить организацию забега? Ведь 221 км – это довольно длинная дистанция.
— Организация просто великолепная. От старта до финиша. В определенный момент может поселиться мысль о том, что на такой длинной дистанции почему бы и не поменяться местами бегуну и ассистенту? Однако, за этим пристально следят комиссары гонки. Они по всей трассе ездят на мотоциклах. Много пунктов питания, они стоят буквально через каждые 5-6 км. Есть всё для комфортного, насколько это возможно, бега. Еще очень красивый финиш. Встречают ленточкой с твоим именем, поздравляют потом на сцене, каждого по имени приветствуют, аплодируют, ибо это реально очень тяжело. Многие сходят с дистанции: 34 девушки вышли на старт, а до финиша добрались только 12. У мужского пола примерно та же ситуация.
— Как чувствовали себя после финиша? Как выглядят ноги человека, преодолевшего 221 км? Как правильно восстановиться после такого?
— После финиша я чувствовала себя как человек, пробежавший только что очень-очень много километров. Это тяжело описать. От усталости ощущение, что тебя только что ударили чем-то тяжелым по голове. Понимаешь, что нужно поесть и поспать, но сама не знаешь, что делать первым – одно или другое! К тому же у женщин ноги отекают намного быстрее, чем у мужчин. Ноги похожи на лапы слона. Реально отекшие ноги, которые не помещаются ни в одни кроссовки.
— Восстанавливалась я предсказуемо. В первые дни просто отсыпалась и обильно питалась. В течение недели уже стала ходить на массаж, прогулки пешком или на велосипеде. Плюс спортивный врач, уколы и иголочки для восстановления тонуса. Чтобы преодолеть Ультрабалатон, нужно, чтобы все кусочки пазла сошлись: питьевой режим, питание, экипировка, способность переносить жару, усталость, но самое главное – бороться со своим желанием сойти. И, конечно же, твой ассистент, он должен быть готов не хуже тебя к этой дистанции, потому что он приглядывает и за тобой, и за собой. Двойная ответственность.
Евгения Румянцева на данный момент является единственной девушкой из России, которой покорился Ультрабалатон длиной в 221 км. В этом году она финишировала седьмой. Позже Евгения призналась, что пока давала интервью, ностальгические вопоминания взяли над ней верх. Теперь ее главная цель на Ультрабалатоне – выбежать из 30 часов. Когда-нибудь.