После того, как со своими речами выступили участники утренней сессии «Российская экономика на траектории роста: вызовы и решения» - а надо сказать, что сессия была весьма представительной, ведущий поставил на голосование зала следующий вопрос:
Удастся ли России сохранить свои макроэкономические преимущества, такие как большие золотовалютные резервы и низкий уровень госдолга, перед лицом увеличения госрасходов?
По вопросу о том, увеличатся ли госрасходы, особых разногласий не возникло. Увеличатся - а куда денутся? Конечно, говорилось в ходе сессии о том, что надо развивать пенсионную систему, и о том, что надо развивать страховую систему (особенно в части страхования жизни), но... Это все, честно говоря, мы слышали неоднократно, и даже с некоторым трепетом представляем себе, сколько раз и сколько лет подряд мы это слышали. А вот увеличение доли госдолга - это то, что лежит в таких случаях на поверхности и призывно «подмигивает».
Дьявол в деталях: если увеличить госдолг, то насколько? И тут самое время вернуться к результатам опроса: 51% слушателей сочли, что России удастся сохранить невысокий уровень государственного долга плюс большие золотовалютные резервы. 42% составили лагерь пессимистов, дав ответ «не удастся». Честно говоря, не знаю, какой бы ответ дала лично я, если бы голосовала. Наверное бы, гибридный, как это сейчас модно: ЗВР сохранить удастся, низкий размер госдолга вряд ли. Но все же колонка не столько об этом, сколько о другом...
Поскольку ПМЭФ наш журнал освещает уже несколько лет подряд, (полагаю, что не меньше семи-восьми лет), то я хорошо помню, о чем говорилось на предыдущих форумах. На ПМЭФ-2014 - о санкциях и их возможном влиянии. На ПМЭФ-2015 и ПМЭФ-2016 о том, как жить в условиях санкций, когда очевидно, что никто отменять их не собирается. На ПМЭФ-2017 о том, что санкции — это санкции, надо самим искать решения, а не списывать на ограничения свои огрехи. А на ПМЭФ-2018...
А теперь говорят о том, что деньги есть. Вопрос, как распорядиться ими так, чтобы на рынке не надулись пузыри, и чтобы из увеличения государственных расходов вышел прок. В этом, как мне представляется, есть определенный оптимизм. Всегда приятнее размышлять над вопросом, как потратить деньги, чем над вопросом, где их в принципе взять.