Доходов может и не быть, а расходы вам гарантированы.
Народная шутка
Что такое семейный бюджет? Это определенная денежная сумма, которую вы планируете потратить. И в зависимости от того, за какой срок потратить, бюджет может быть на день, на неделю, на месяц, на квартал и, конечно же, на год.
Как правило, первым шагом в планировании семейных расходов является план расходов на месяц. Как узнать размер этой суммы? Суммы, которая необходима вам для того, чтобы обеспечить ежемесячные траты? Очень просто – если вы ведете учет финансов или хотя бы его часть – учет расходов. Тогда вы знаете, сколько вы тратите и на что, и составить бюджет для вас не составит труда. Если же вы не ведете учет расходов, то скорее всего, и семейный бюджет у вас будет весьма и весьма ориентировочным.
И в идеале, для того, чтобы перейти к финансовому планированию вашей жизни – нужно начать вести учет расходов. Личные финансовые консультанты рекомендуют делать это, как минимум, 3 месяца.
Именно в период 3 месяца попадут практически все группы ваших расходов. Делать каждодневные записи на протяжении 3 месяцев, собирать чеки, искать ошибки в записях, анализировать это хотя бы раз в месяц – согласитесь, это не «волшебная таблетка». И на самом деле немногие способны на этот кропотливый труд. Но поверьте, он того стоит. Ведь именно таким образом полученная информация о ваших расходах позволит вам начать их контролировать и планировать, и сделает возможным изменение вашей финансовой ситуации.
Для тех же, кто ищет «волшебную таблетку», есть способы распределить свой бюджет, не прибегая к учету. Все равно, конечно, придется что-то делать, но это путь будет более простой и более быстрый.
Хочу представить вашему вниманию 3 таких способа. На самом деле их больше. И наверняка есть варианты даже тех, которыми я хочу с вами поделиться. Кроме того, если подойти к предложенным вариантам творчески и учесть вашу индивидуальную ситуацию, то вы наверняка найдете и свой особенный, вариант. Я вообще за индивидуальные решения. Именно они по статистике работают лучше всего.
Какие же это способы:
- метод 4 конвертов
- метод 5 конвертов
- метод 7 конвертов
И еще особенно хочу отметить, что эти методы будут лучше всего работать в жизни у тех, кто получает доход один раз в месяц, и сумма этого дохода не сильно меняется от месяца к месяцу (проще говоря, у кого доходом является заработная плата, выплачиваемая один раз в месяц). У кого это не так – советую все-таки присмотреться к учету расходов.
Метод конвертов (независимо от их количества – 4, 5 или 7) проще всего реализуется в жизни. Уж чего-чего, а конвертов купить не проблема. И в общем, эти три метода в чем-то похожи, разница лишь в том, какие именно суммы и на какие группы расходов вы будете класть в эти конверты.
Суть метода состоит в том, что вы заводите для какой-то группы расходов или нескольких групп расходов отдельный конверт и кладете туда какую-то денежную сумму. И этой денежной суммы должно хватить именно на эти расходы в течение месяца. Если же ее не хватает…
Тут варианта два:
- Сократить расходы этой категории (рекомендуется).
- Одолжить деньги из другого конверта (не рекомендуется).
И конечно же, по итогам месяца и при планировании конвертов на следующий месяц уделить более пристальное внимание этому конверту.
Метод 4 конвертов
Это метод не только о конвертах.
Как он реализуется? От суммы вашего дохода отложите 10% (можно и другой процент, в зависимости от суммы ваших доходов и суммы ваших расходов) – это ваши накопления, сбережения.
Затем от оставшейся суммы отложите суммы на регулярные известные платежи, то есть это те расходы, которые есть каждый месяц, и сумма их вам известна, и она обычно одинаковая или разнится, но не существенно. К таким расходам относятся коммунальные платежи, платежи за электричество, газ, телефон, интернет, детский сад, оплата кредита, оплаты за стоянку автомобиля и другие подобные расходы.
И вот теперь оставшуюся сумму разделите на 4 части (поэтому 4 конверта) – это ваши все остальные еженедельные расходы. Хотя справедливости надо сказать – я рекомендую делить на 5 конвертов, потому что в месяце никак не 4 недели. Но метод все-таки 4 конвертов – вам решать, как поступать.
Плюсы метода:
- Что в приоритете у вас при распределении вашего дохода будут сбережения и накопления, именно они формируются в первую очередь.
- Вам достаточно знать только сумму регулярных платежей.
Метод 5 конвертов
Этот метод предлагает вам ваш доход распределить по следующим группам и, соответственно, конвертам:
- 1 конверт – каждодневные расходы (питание, транспорт, коммунальные и т.д.).
- 2 конверт – персональные расходы для членов семьи (как пример, игрушки детям, сапоги жене, удочка мужу).
- 3 конверт – конверт мечты (накопления на крупные запланированные покупки).
- 4 конверт – все, что осталось после распределения по первым трем (непредвиденные расходы).
- 5 конверт – это конверт, куда вы будете складывать все, что остается не потраченным из первых четырёх конвертов.
Минусы метода:
- необходимо знать суммы хотя бы первого и второго конвертов;
- для наполнения четвертого и пятого конверта требуется финансовая дисциплина.
Метод 7 конвертов
Практически аналогичен методу 5 конвертов, с той лишь разницей, что конвертов больше, и назначение у них несколько иное:
- 1 конверт – деньги на питание;
- 2 конверт – на коммунальные расходы, оплата за жилье, свет, телефон;
- 3 конверт – на отпуск и отдых;
- 4 конверт – на непредвиденный случай;
- 5 конверт – это деньги на вещи: одежду, обувь, мебель, предметы обихода;
- 6 конверт – дети;
- 7 конверт – то, что сэкономлено из первых шести.
Минусы метода:
- необходимо знать суммы всех конвертов, за исключением третьего и седьмого;
- наполнение седьмого конверта остается под сомнением при наличии такой большой очереди конвертов до него.
Мне ближе и реалистичнее в исполнении метод 4 конвертов. А что касается вас – выбирайте сами.
Я желаю вам, чтобы ваш семейный бюджет, независимо от того, как он формируется, всегда исполнялся. И чтобы исполнялись ваши мечты, даже если такого конверта у вас нет.