Баню восточные славяне знали со времён язычества, но далеко не во всех регионах она получила массовое распространение и не при каждом крестьянском дворе её строили. Поэтому чаще всего наши предки парились и мылись, не выходя из избы – в печи, которая считалась душой жилища...
В тех краях, где мылись дома, печь отличалась высоким сводом, и внутри неё могли поместиться два взрослых человека. В «чистый день» она протапливалась, как всегда - поутру, но воды нагревалось больше обычного. Горнило хорошенько прочищали, выгребали угли и золу, обметали его от сажи и копоти. Ближе к вечеру, перед тем, как мыться, закрывали трубу, ставили внутрь шайки с водой и устилали под (нижнюю часть горнила) соломой или небольшими досками, чтобы не испачкаться остатками сажи.
Мылом могла служить зола, глина, квасная гуща, травы мыльнянки и «мыльные корни» с содержанием сапонины - вещества, которое растворяясь в жидкости, давало пену. В целебных целях в воду добавляли горчицу либо отвар хрена, дуба, коры, ромашки и других лекарственных растений. В качестве мочалки использовали лыко и пропаренные веники. Иногда крестьяне прежде чем мыться натирали тело целебными травами – зверобоем, полынью, мятой и т.д.
Немецкий художник Петер фон Гесс, путешествуя по России в 1839 году, оставил такие строки: «В печи женщины моются, а мужчины, когда хотят почувствовать себя счастливыми, залезают в нее, чтобы оказаться в парной бане в собственном смысле этого слова»
В печь залезали и вылезали только головой вперёд, усаживались ногами к устью, при этом кто-то из других членов семьи закрывал заслонку снаружи. Иногда, во избежание избыточной влажности в жилище, крестьяне в печке только парились, а обмываться уходили на крыльцо, в подпол, сарай или поветь (хозяйственную пристройку в северных избах). Бывало, чтобы защитить голову от перегрева, надевали венок из тонких берёзовых веток, а иногда даже глиняный горшок. Нередко из-за высоких температур и недостатка кислорода банные процедуры в печах заканчивались смертью.
Обычно «чистый день» устраивали в субботу, перед праздником, коим считалось каждое воскресенье. Часто в тёплой печи крестьянские женщины рожали детей. Даже если у семьи была баня, в печи мыли младенцев, усаживая их на лопату или противень, а также стариков и больных - особенно зимой. В некоторых регионах в баню не пускали и незамужних девиц, опасаясь нечистой силы, которая согласно поверьям, там обитала в большом избытке.
Из материалов этнографического бюро князя В.Н. Тенишева (1898 – 1900 гг.): «Моются большинство крестьян в печах; для мытья накладут в печь соломы, возьмут с собой веник, воды и свечку или лампу и в печку, парятся и моются по одному человеку, а чтобы жарче было, печь снаружи закрывается заслонкой. Затем прямо из печки выходят в сени или на крыльцо и окачиваются холодной водой. В печах моют и маленьких детей. Бывают такие случаи, что в печах запариваются до такой степени, что из печи вытаскивают человека еле живого».
Читайте также:
Почему на Руси коровы были худые
Как наши предки добывали огонь
Как выглядел средневековый московский двор
Сколько стоили в старой Москве осетровая икра и севрюга
Что в старину использовали в окнах вместо стекла