Найти в Дзене
Societé Turbo

ТМЗ-5.951 "Тула". Метис мотороллера и трактора.

Оглавление

Внедорожный мотоцикл "Тула"
Внедорожный мотоцикл "Тула"

Промышленность СССР извечно ориентированная на выполнение оборонных заказов, занималась товарами народного потребления по остаточному принципу. Практически все гражданские товары выпускались на военных заводах "внагрузку". Говорить о какой-то особенной заботе о покупателях было ни к чему - и так брали все, что продавалось, точнее был даже такой абсурдный термин "выбрасывали".

Говорить о том, что пора бы промышленности повернуться лицом к народу стали лишь в беспокойные предреволюционные 80-е.

Очень показательна статья в "За Рулём" 7/1985 с названием "Мотоцикл для села. Ваша точка зрения.", строящаяся в формате диалога с читателями. Цитирую:

Характерно письмо А. А. АНИСОВА из г. Облучье Хабаровского края; «Что греха таить, хорошего мотоцикла для сельской местности, районов Сибири и Дальнего Востока и горной местности у нас нет. Те, у кого были ИЖ-49, ИЖ-56, полностью со мной согласятся. Данные машины низко-оборотны, надежны в работе, у многих до сих пор еще эксплуатируются. А их проходимости, особенно ИЖ—49, молодые мотоциклисты лишь удивляются. Равной ему в настоящее время нет ни одной модели мотоцикла, в этом плане, конечно. А «Юпитеры — 4» у нас на базе райпо стоят».

Очень интересна формулировка ответа журнала, это почти прямая критика, редкая в те времена, ведь Перестройка еще не началась:

Пусть читатель не во всем прав: есть у нас организации, изучающие покупательский спрос, в том числе и на мотоциклы. Однако, видно, результаты их деятельности пока слабо отражаются в работе промышленности, в принятом ей типаже машин.

Получилась следующая ситуация: модернизируя мотоциклы, заводы шли по пути улучшения их динамических характеристик. Это в стране, где дорог как не было, так и нет. Жители сёл и деревень получили мотоциклы, которые в их условиях, оказались заметно хуже машин послевоенного поколения... Проспав несколько десятилетий, ВНИИМотопром решил всё-таки повернуться лицом к сельским жителям.

Мотороллер + половина минитрактора

Внедорожный мотоцикл "Тула"
Внедорожный мотоцикл "Тула"

В 1984 году опытная партия из 100 мотоциклов нового ТМЗ-5.951 поступила в "продажу". А в 1985 году новый мотоцикл был представлен широкой публике на выставке "Научно-технический прогресс-85".

Мотоцикл стали производить по 10-12 тыс. штук в год.

Привлёкший многих сельских жителей мотоцикл, к сожалению, не оправдал большинство возложенных на него ожиданий. Хорошая задумка - скрестить половину трактора с мотороллером и вырастить из гибрида мотоцикл - оказалась сложной в реализации из-за естественных противоречий. В результате мотоцикл имел большое количество недостатков, которые можно было бы назвать недоработками:

  • Недостаточная мощность двигателя.
  • Большая сухая масса.
  • Плохая управляемость на мокром покрытии.

В результате, даже основной козырь "Тулы" - проходимость не мог в полной мере отвечать запросам сельских жителей из-за крайне невыгодной удельной мощности.

Завод провел не самую удачную модернизацию: вряд ли повышение мощности на пол-лошади и сброс трех кило лишнего веса могли кого-то сильно порадовать. Но худшим во всей этой ситуации было известная и катастрофическая потеря качества, которая началась примерно в 89, а к 91му достигла настолько неприличных масштабов, что... Вы сами посмотрите на это письмо главного конструктора мототехники Тульского машиностроительного завода В.Пудовеева:

"За Рулём" 3/1991

Упрек в небрежной сборке вынуждены признать справедливым. Это неизбежное следствие хронических перебоев в снабжении материалами и комплектующими изделиями, которые завод испытывает все в большей степени. Детали и материалы, что должны приходить к нам регулярно, поступают в конце месяца — в результате авралы, а они несовместимы с качеством. Мы уверены, что эта болезнь пройдет, как только в стране поднимется исполнительская дисциплина, станут выполняться договорные обязательства, улучшится работа транспорта.

Конец СССР привел к концу мотопроизводства на ТМЗ. Объемы производства стали резко падать к 93-му, а в 96-м были выпущены последние Тулы.

Технические характеристики ТМЗ-5.951 (5.952)

Мотор: двухтактный с принудительным воздушным охлаждением
Количество цилиндров: 1
Размеры цилиндра (mm): 62х66
Рабочий объем см3: 199
Степень сжатия: 8.5
Максимальная мощность: 12.5 л.с. (13 л.с.) при 5200-5800 об/мин
Крутящий момент: 19,6 при 4900 об/мин
Запуск: кикстартер
Карбюратор: К-62 (К-65)
Количество скоростей: 4
Размеры (mm): 2000*900*1250 - по седлу
База (mm): ?
Дорожный просвет (mm): 135
Объём бака (л): 11
Колёса: 6,70 x 10“
Передняя подвеска: телескопическая вилка
Задняя подвеска: маятниковая
Передний тормоз: барабанный с тросовым приводом
Задний тормоз: барабанный с рычажным приводом
Сухая масса (кг): 129 (126)
Максимальная скорость (км/ч): 85(90)
Контрольный расход топлива (л/100км): 4

Интересно, что в ходе разработки мотоцикла, ТМЗ создавал, возможно, более удачные образцы. Тем не менее, в работу пошел именно ТМЗ-5.951 "Тула", то есть тот мотоцикл, который нам известен.

Экспериментальная "Тула"
Экспериментальная "Тула"

Обратите внимание, что на этом экспериментальном мотоцикле нет принудительного воздушного охлаждения. Согласно данным из "За Рулём" его технические характеристики намного лучше, чем у машины пошедшей в серию: 115 кг массы, 18 л.с. и 105 км/ч.

Caterham Brutus 750

Caterham Brutus 750
Caterham Brutus 750

Если вы думаете, что тема внедорожных мотоциклов иссякла на "Туле", забыта и никому не интересна, то посмотрите на Brutus 750 2013 года, от производителя спортивных и гоночных автомобилей Caterham.