Найти тему
Господь Иисус

Загадочная вера Павловна

Оглавление

Если вы подумали о том, что в заголовке опечатка, не спешите с выводами. Мы не будем разбирать героиню ключевого романа Чернышевского и уж тем более не будем обсуждать, почему у сестры дяди Фёдора отчество Павловна в то время, когда отца зовут Дмитрий (к тому же это не подходит к тематике нашего канала). Об этом есть множество материалов в интернете, но всё-таки вопросом "Что делать?" по следам классика русской литературы мы озадачимся и, возможно, найдём на него некоторый ответ.

Вера Павловна из мультфильма "Простоквашино". Изображение с канала "Союзмультфильм" в Facebook
Вера Павловна из мультфильма "Простоквашино". Изображение с канала "Союзмультфильм" в Facebook

Отношения апостолов и пророков Нового Завета

А поразмышляем мы сегодня о вере - ключевом понятии большинства религий и, конечно, христианства. И посмотрим мы на неё глазами Святого Апостола Павла, который для многих встаёт как кость в горле, если не разобраться в том, о чём он пишет, подробно и внимательно, как и следует изучать Священное Писание. Павла пытались столкнуть с другими авторами книг Нового Завета многие - Мартин Лютер, например, считал, что Павлу противоречит Иаков, предлагая в своём послании путь оправдания делами, а не по благодати через веру; многочисленные критики (в том числе, например, Мережковский) пытались искусственно создать противоборство между Апостолом Петром и Апостолом Павлом, считая, что Павел «испортил» учение Христа или что он настолько терпеть не мог Петра, что даже выражение из 2Кор.11:14 о том, что «…сам сатана принимает вид Ангела света…» Павел адресует Петру, намекая на известную фразу Господа: «Отойди от меня, сатана!» (адресованную Петру).

Однако такой либеральный подход к толкованию богодухновенных текстов выявляет лишь невежество и слабые убеждения этих «толкователей», о чём прямо пишет Апостол Пётр, комментируя такое отношение к Посланиям Апостола Павла.

"Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания
 (2-е Послание Апостола Петра 3:14-16)

Пётр очевидно любит Павла и признаёт за ним апостольский авторитет, премудрость и считает его послания Священным Писанием, а критиков называет необразованными людьми, которые искажают Писание к собственной погибели. И даже «случай в Антиохии» (Гал.2), описывающий конфликт Петра и Павла по поводу лицемерия Петра не мешает последнему любить первого и считать «братом возлюбленным». Более того, Евангелист Лука, описывая деятельность Святого Духа через этих двух апостолов в книге Деяний ставит знак равенства между ними - одинаковое количество проповедей, одинаковые чудеса и даже одинаковые трудности в распространении Евангелия!

Эль Греко. Апостолы Пётр и Павел
Эль Греко. Апостолы Пётр и Павел

Разная вера

Но давайте отойдём от данных споров, признав, что канонические книги Нового Завета не содержат догматических противоречий, и у всех авторов этих книг, вдохновлённых Святым Духом единый взгляд и единое учение. Вернёмся к вере, с которой мы сегодня начали, для этого рассмотрим три текста, которые написал Павел и один из его ближайших соратников - Евангелист Лука, "врач возлюбленный" (Кол.4:14).

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера
(Послание к Галатам 5:22)
Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;
иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.
Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.
(Первое послание к Коринфянам 12:8-11)
Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры.
(Святое Евангелие от Луки 7:9)

Во всех этих трёх текстах используется одно и то же греческое слово πίστις (гр.пИстис - "вера, верность, убеждённость, доказательство, поручение"), но очевидно, что речь здесь идёт о совершенно различных «верах». В первом случае текст взят из учения о том, как живут люди плотские и люди духовные и как определить, приносит ли плод Дух в твоей жизни - одна из характеристик этого плода - вера. Во втором тексте речь идёт о духовных дарах, которые различны, и каждому даётся особый дар по воле Духа Святого, и один из таких особых даров - это вера. Наконец, последний текст - это окончание истории о сотнике, который просил за своего больного слугу, и его отношение Иисус Христос охарактеризовал как пример величайшей веры. О Духе Святом здесь речь не идёт, потому что Господь обещал послать Утешителя, Духа Святого только после Своего Вознесения.

Напомню, употребляется одно и то же слово - в первом тексте вера есть у каждого, кто живёт по Духу, во втором - вера есть лишь у некоторых, а в третьем вера вообще не связана с действием Духа Святого.

Вера как дар

Чтобы разобраться во всём этом, обратимся, вероятно, к самому сложному тексту - второму, из Послания к Коринфянам. О какой вере пишет здесь Павел? Прочитав всю 12-ю главу, мы узнаем о том, что Павел сравнивает Церковь с человеческим телом, в котором есть различные органы, которые осуществляют каждый своё необходимое всем прочим служение на укрепление Тела Христова. И главным основанием здесь служит любовь, о которой будет рассказано в следующей, 13-й главе. Иоанн Златоуст пишет, что здесь речь не о спасительной вере в необходимые догматы, а о чудодейственной вере, о которой Иисус Христос говорит, приводя примеры о том, как вера пересаживает деревья и скалы в море (Лк.17 и пр.), о чём также и Павел пишет в 13-й главе, указывая, что даже величайшая вера без любви бессмысленна. Итак речь здесь идёт о даре веры в чудеса, когда человек имеет способность от Духа творить чудесные дела на регулярной основе, и о таких людях есть немало свидетельств за всю историю Церкви, но, конечно, это достаточно редкий дар.

Вера как признак спасения

Эль Греко. Крещение Христа
Эль Греко. Крещение Христа

Во втором тексте речь о классическом понимании веры как признаке рождённого свыше христианина, которому нет осуждения в отличие от людей, живущих по плоти, которые «Царства Божьего не наследуют». Это можно легко увидеть, прочитав 5-ю и 6-ю главы Послания к Галатам, где эта тема разбирается достаточно подробно. Эта спасительная вера среди других характеристик духовного человека («…любовь, радость, мир…») - это индикатор, по которому можно определить правильность жизненного пути любого человека и, прежде всего, это индикатор лично для каждого, чтобы проверить себя - не сошёл ли я узкого пути, ведущего в жизнь вечную?

Вера как понимание Бога

Наконец, история с Корнилием рассказывает нам о такой «ветхозаветной» вере до образования Церкви в День Пятидесятницы и практики крещения «во имя Отца, и Сына и Святого Духа», когда при этом человек получал в дар Святого Духа (подробнее об этом в проповеди Петра во 2-й главе Деяния, особенно обратите внимание на стихи 38-39). Глупо было бы считать, что праведники, жившие до Христа, не имели веру, про Авраама прямо сказано «вера вменилась ему в праведность», и здесь речь о похожей ситуации - человек, не принадлежащий к избранному Божьему народу, но осознающий всемогущество Божье подобно Аврааму обретает спасительную веру и завет с Богом через осознание истинного Бога в лице Иисуса Христа.

Итак, слово «вера» может иметь различные значения в зависимости от контекста, где данное слово употребляется, и это не единственное такое слово. Например, слово «мир» - κόσμος (гр.кОсмос) может означать всё человечество или греховный образ мыслей или всё творение в целом в зависимости от контекста. Мы же увидели три вида веры - вера как дар Святого Духа, вера как признак спасения и вера как понимание Бога.

Изучайте Библию правильно, обращая внимание на контекст!

Автор: Марат Загидуллин

Если статья была Вам полезной, поставьте лайк, поделитесь,подписывайтесь.

Популярные статьи: "Гнев Иисуса Христа" (ссылка), "Отче наш" и "Боже мой" (ссылка); "Исполнение пророчеств" (ссылка); "Что делать, когда тебе тяжело?" (ссылка); "Ночи в вечности не будет" (ссылка); "Не введи нас в искушение..." (ссылка); "Удивительный псалом 117" (ссылка).

Заходите на сайт проекта (jcml.ru), в Telegram, на Youtube. Пишите:godword@fex.net. Поддержать (зачем?) можно по реквизитам ниже, через форму, на нашем сайте или здесь.

Реквизиты: (Сбербанк: 4276 8802 2917 1321; PayPal: ссылка для перевода).