Если вы подумали о том, что в заголовке опечатка, не спешите с выводами. Мы не будем разбирать героиню ключевого романа Чернышевского и уж тем более не будем обсуждать, почему у сестры дяди Фёдора отчество Павловна в то время, когда отца зовут Дмитрий (к тому же это не подходит к тематике нашего канала). Об этом есть множество материалов в интернете, но всё-таки вопросом "Что делать?" по следам классика русской литературы мы озадачимся и, возможно, найдём на него некоторый ответ.
Отношения апостолов и пророков Нового Завета
А поразмышляем мы сегодня о вере - ключевом понятии большинства религий и, конечно, христианства. И посмотрим мы на неё глазами Святого Апостола Павла, который для многих встаёт как кость в горле, если не разобраться в том, о чём он пишет, подробно и внимательно, как и следует изучать Священное Писание. Павла пытались столкнуть с другими авторами книг Нового Завета многие - Мартин Лютер, например, считал, что Павлу противоречит Иаков, предлагая в своём послании путь оправдания делами, а не по благодати через веру; многочисленные критики (в том числе, например, Мережковский) пытались искусственно создать противоборство между Апостолом Петром и Апостолом Павлом, считая, что Павел «испортил» учение Христа или что он настолько терпеть не мог Петра, что даже выражение из 2Кор.11:14 о том, что «…сам сатана принимает вид Ангела света…» Павел адресует Петру, намекая на известную фразу Господа: «Отойди от меня, сатана!» (адресованную Петру).
Однако такой либеральный подход к толкованию богодухновенных текстов выявляет лишь невежество и слабые убеждения этих «толкователей», о чём прямо пишет Апостол Пётр, комментируя такое отношение к Посланиям Апостола Павла.
"Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания.»
(2-е Послание Апостола Петра 3:14-16)
Пётр очевидно любит Павла и признаёт за ним апостольский авторитет, премудрость и считает его послания Священным Писанием, а критиков называет необразованными людьми, которые искажают Писание к собственной погибели. И даже «случай в Антиохии» (Гал.2), описывающий конфликт Петра и Павла по поводу лицемерия Петра не мешает последнему любить первого и считать «братом возлюбленным». Более того, Евангелист Лука, описывая деятельность Святого Духа через этих двух апостолов в книге Деяний ставит знак равенства между ними - одинаковое количество проповедей, одинаковые чудеса и даже одинаковые трудности в распространении Евангелия!
Разная вера
Но давайте отойдём от данных споров, признав, что канонические книги Нового Завета не содержат догматических противоречий, и у всех авторов этих книг, вдохновлённых Святым Духом единый взгляд и единое учение. Вернёмся к вере, с которой мы сегодня начали, для этого рассмотрим три текста, которые написал Павел и один из его ближайших соратников - Евангелист Лука, "врач возлюбленный" (Кол.4:14).
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера…
(Послание к Галатам 5:22)
Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;
иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.
Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.
(Первое послание к Коринфянам 12:8-11)
Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры.
(Святое Евангелие от Луки 7:9)
Во всех этих трёх текстах используется одно и то же греческое слово πίστις (гр.пИстис - "вера, верность, убеждённость, доказательство, поручение"), но очевидно, что речь здесь идёт о совершенно различных «верах». В первом случае текст взят из учения о том, как живут люди плотские и люди духовные и как определить, приносит ли плод Дух в твоей жизни - одна из характеристик этого плода - вера. Во втором тексте речь идёт о духовных дарах, которые различны, и каждому даётся особый дар по воле Духа Святого, и один из таких особых даров - это вера. Наконец, последний текст - это окончание истории о сотнике, который просил за своего больного слугу, и его отношение Иисус Христос охарактеризовал как пример величайшей веры. О Духе Святом здесь речь не идёт, потому что Господь обещал послать Утешителя, Духа Святого только после Своего Вознесения.
Напомню, употребляется одно и то же слово - в первом тексте вера есть у каждого, кто живёт по Духу, во втором - вера есть лишь у некоторых, а в третьем вера вообще не связана с действием Духа Святого.
Вера как дар
Чтобы разобраться во всём этом, обратимся, вероятно, к самому сложному тексту - второму, из Послания к Коринфянам. О какой вере пишет здесь Павел? Прочитав всю 12-ю главу, мы узнаем о том, что Павел сравнивает Церковь с человеческим телом, в котором есть различные органы, которые осуществляют каждый своё необходимое всем прочим служение на укрепление Тела Христова. И главным основанием здесь служит любовь, о которой будет рассказано в следующей, 13-й главе. Иоанн Златоуст пишет, что здесь речь не о спасительной вере в необходимые догматы, а о чудодейственной вере, о которой Иисус Христос говорит, приводя примеры о том, как вера пересаживает деревья и скалы в море (Лк.17 и пр.), о чём также и Павел пишет в 13-й главе, указывая, что даже величайшая вера без любви бессмысленна. Итак речь здесь идёт о даре веры в чудеса, когда человек имеет способность от Духа творить чудесные дела на регулярной основе, и о таких людях есть немало свидетельств за всю историю Церкви, но, конечно, это достаточно редкий дар.
Вера как признак спасения
Во втором тексте речь о классическом понимании веры как признаке рождённого свыше христианина, которому нет осуждения в отличие от людей, живущих по плоти, которые «Царства Божьего не наследуют». Это можно легко увидеть, прочитав 5-ю и 6-ю главы Послания к Галатам, где эта тема разбирается достаточно подробно. Эта спасительная вера среди других характеристик духовного человека («…любовь, радость, мир…») - это индикатор, по которому можно определить правильность жизненного пути любого человека и, прежде всего, это индикатор лично для каждого, чтобы проверить себя - не сошёл ли я узкого пути, ведущего в жизнь вечную?
Вера как понимание Бога
Наконец, история с Корнилием рассказывает нам о такой «ветхозаветной» вере до образования Церкви в День Пятидесятницы и практики крещения «во имя Отца, и Сына и Святого Духа», когда при этом человек получал в дар Святого Духа (подробнее об этом в проповеди Петра во 2-й главе Деяния, особенно обратите внимание на стихи 38-39). Глупо было бы считать, что праведники, жившие до Христа, не имели веру, про Авраама прямо сказано «вера вменилась ему в праведность», и здесь речь о похожей ситуации - человек, не принадлежащий к избранному Божьему народу, но осознающий всемогущество Божье подобно Аврааму обретает спасительную веру и завет с Богом через осознание истинного Бога в лице Иисуса Христа.
Итак, слово «вера» может иметь различные значения в зависимости от контекста, где данное слово употребляется, и это не единственное такое слово. Например, слово «мир» - κόσμος (гр.кОсмос) может означать всё человечество или греховный образ мыслей или всё творение в целом в зависимости от контекста. Мы же увидели три вида веры - вера как дар Святого Духа, вера как признак спасения и вера как понимание Бога.
Изучайте Библию правильно, обращая внимание на контекст!
Автор: Марат Загидуллин
Если статья была Вам полезной, поставьте лайк, поделитесь,подписывайтесь.
Популярные статьи: "Гнев Иисуса Христа" (ссылка), "Отче наш" и "Боже мой" (ссылка); "Исполнение пророчеств" (ссылка); "Что делать, когда тебе тяжело?" (ссылка); "Ночи в вечности не будет" (ссылка); "Не введи нас в искушение..." (ссылка); "Удивительный псалом 117" (ссылка).
Заходите на сайт проекта (jcml.ru), в Telegram, на Youtube. Пишите:godword@fex.net. Поддержать (зачем?) можно по реквизитам ниже, через форму, на нашем сайте или здесь.
Реквизиты: (Сбербанк: 4276 8802 2917 1321; PayPal: ссылка для перевода).