Когда Бромберг с другими танками второй дивизии завязли в боях за Ахен – первый немецкий город, захваченный американцами, стало заметно изменение окружающего ландшафта. «На некоторых домах были вывешены белые простыни. В то же время, на некоторых демонстративно висели флаги Рейха».
«Иногда я не открывал огонь, избегая мирных жертв. Но в Германии мы стреляли во все, что видели. Все считались врагами». Но однажды наш герой сделал исключение. Завидев пару стариков, пересекающих поле, он не стрельнул – несмотря на приказ.
Встреча с первым танком на германской территории обернулась неудачей. «По-моему, это была Пантера. Я выстрелил, но снаряд срикошетил от корпуса. Когда танк начал медленно поворачивать башню в нашу сторону, мы убрались оттуда». Мы вернулись обратно уже с поддержкой истребителя танков M10 Wolverine. Его экипаж согласился уничтожить цель. Командир машины предложил мне выйти, и показать танк, но я отказался.
Видео с канала "Anton Komogortsev", демонстрирующее кадры хроники Арденнского сражения
В ноябре 1944 года вторую бронетанковую дивизию сняли с линии фронта для отдыха. Личный состав расквартировали у угольной шахты, преимуществом которой было наличие душа. Когда немцы прорвали американскую оборону в ходе операции «Вахта на Рейне» 16 декабря 1944 года, танки второй дивизии были слишком далеко, что бы изменить ход битвы. Лишь 22 декабря нас перевели в первую армию генерал-лейтенанта Кортни Ходжеса, что бы помочь закрыть Арденнский выступ. Мы были в качестве фланга, но мой батальон не участвовал в боях. Вместо этого мы проводили зимние месяцы, пытаясь согреться, стоя за выхлопом или сидя у трансмиссии между мехводом и стрелком».
К 24 января Арденнский выступ был почти закрыт. Оставшиеся немецкие войска были окружены в Бельгии и оказывали сопротивление. Но спустя пять дней их сломили, начав вторжение в Германию. В ходе этой контратаки, американцы потеряли от 80 – до 110 тысяч человек. Что, к слову, почти в 20 раз больше потерь при высадки в «День Д».
Психика солдата
Когда 2-й бронетанковый возобновил свой путь на Германию, Бромберг начал отдаляться от своих товарищей. «Я посчитал, что лучше ни с кем не сближаться. Особенно, я избегал замен, потому что новичков часто убивали».
Но единожды Бромберг допустил оплошность с заменой. После долгих поисков удалось найти замену в танк своего взвода. "С новым заряжающим мы подружились, он был из Пенсильвании. Он все спрашивал, когда мы пойдем на новых Джерри?"
(Jerries – изначально британское название немецких солдат, которое пошло из Первой Мировой. Британцы сравнивали немецкие шлемы с переносным горшком Chamber pot, который на сленге именовался «jerry»).
Наконец, мы выдвинулись. После нескольких дней боев, Бромберг отправился к командиру танка, в котором был пенсильванец. «Командир сказал, что тот в первый же день начал сходить с ума, и им пришлось убрать его».
Помимо отношения к фронтовым знакомствам, Бромберг заметил изменения и в себе. Обычно, после боя он направлялся в расположение роты, что бы увидеть кто вернулся и обсудить прошедшее. «Я перестал это делать. И улыбаться перестал, что дошло до меня только со временем. Я уже не был таким веселым».
Интенсивные и жестокие бои не прошли бесследно и для сослуживцев Бромберга. «Участились случаи самострела». Армейская дисциплина была строга для тех, кого улучали в преднамеренных увечьях, что бы выйти из боя. Если кто-то утверждал, что получил ранение при чистке оружия, офицер передавал личному составу бумагу, которую должны были подписать сослуживцы, дабы засвидетельствовать это. «Был такой случай. Я не видел, что бы мой сослуживец чистил оружие, но подписал бумагу» - вспоминает Бромберг.
Также, к таким людям лояльно относились и полевые медики. «Боевые медики сказали мне, что если они видят пороховые ожоги на форме солдата, они их отрезают перед отправкой раненого в тыловой пункт помощи».
В заключительной части мы поговорим о последних днях Ирвинга Бромберга на войне и о мифах, которые культивировали американские офицеры, дабы удержать на фронте солдат. Заключительная часть рассказа - скоро. Спасибо за внимание!
Часть первая: Учебка, Африка, Италия