Туберкулез известен человечеству с древнейших времен. Археологи частенько извлекают останки наших далеких предков, чьи кости поражены этой болезнью.
Разумеется до открытия возбудителя туберкулеза, палочки Коха в 1882 году медики и обыватели имели весьма туманные представления о причинах и лечении этой болезни. Да и именовали туберкулез по-разному: золотухой, сухоткой (от слова сохнуть), наконец чахоткой (от слова чахнуть, увядать).
И все же, особенный размах болезнь приобрела именно в 19 веке. Частенько заболевали простые рабочие на фабриках, преимущественно мужчины. Но и высший свет России эпидемия не пощадила, скорее наоборот. Именно среди представителей и представительниц знатных сословий России, которые были сосредоточены в тогдашней России в столице - Санкт-Петербурге, чахотка считалась "своей".
Почему же в средние века на Руси заболеваемость туберкулезом была значительно меньшей?
- Деревянные терема. В нашем непростом климате деревянное жилище считается более здоровым. Дерево легче просушить печным отоплением, нежели камень. А Санкт-Петербург, сырой и промозглый город, возникший среди чухонских болот с самого начала был каменным. Воздух в плохо протапливаемых дворцах был сырым и здоровью дыхательной системы не способствовал.
- Русская банька. Которой издревле выгоняли из организма любую хворь у высшего света Северной Пальмиры популярностью не пользовалась.
- Традиционная кухня. Богатая витаминами, сбалансированная русская пища уступила в столице место блюдам европейским. Квашенную капусту, например, считали пищей простонародья и нос от нее воротили.
- Урбанизация. На Руси люди жили просторно, а в городе на смену простору пришла скученность.
- Мода. Да-да. Именно мода на корсеты, которые носили в знатных кругах не только женщины, но и мужчины, приводила к сдавлению нижних отделов легких, плохой вентиляции, застою и укоренению заразы.
Других факторов тоже много, в их числе и длившийся много веков малый ледниковый период, сделавший более жестким климат, и плохие представления о гигиене жилища. А еще, наши предки не считали чахотку заразным заболеванием. Больных не изолировали, они посещали беспрепятственно церкви, театры, светские рауты. С ними здоровались, беседовали и общались без всякого опасения. В жилищах полы чаще подметали, чем мыли, таким образом в воздух вздымались огромные концентрации возбудителя болезни. А еще... еще знать высшего света вступала в браки внутри своего круга, тем самым, усугубляя наследственность и без того порой отягощенную.
Аристократическая хворь
Чахотка совершенно не считалась стыдной болезнью, следствием нищеты и обездоленности. Наоборот, в 19 веке ходило убеждение, что ей заболевают люди, обладающие особо тонкой и ранимой душевной организацией. Много думающие, творческие, умные и чувствительные. Полагали, что ее вызывают нервные потрясения, несчастная любовь, ипохондрия и сердечные раны.
Налицо "романтизация" недуга. Чахоткой болеть было модно. В литературе 19 века главные герои и героини страдают и погибают от чахотки. Больная чахоткой девушка - лакомый кусочек на брачном рынке: тонка и изящна, бледна и задумчива, у нее совершенно очаровательный чахоточный румянец и аристократический блеск глаз. Конечно, когда температура держится месяцами, глаза будут блестеть, а румянец пылать.
Высший свет буквально грезил этим нездоровым романтизмом: дамы в глаза закапывали белладонну, чтобы получить вожделенный горящий чахоточный взгляд.
А еще туберкулезники отправлялись для лечения на воды или в страны с теплым климатом - какая прелесть!
В 19 веке не было и методов ранней диагностики, поэтому, когда диагноз уже бывал поставлен -сделать было мало что возможно. Тем не менее чахотку лечили, помимо помогавших отхаркивающих средств, больным выписывали капли на основе свинца, ртути, мышьяка. От такого "лечения" больной мог и умереть раньше, чем от самого заболевания.
Полезные советы докторов заключались в правильном образе жизни, моционе, свежем воздухе и отдыхе. Разумеется, помогали эти советы до появления лекарств очень немногим и весьма слабо. Лишь в конце 19 века больных стали изолировать от здоровых, потому что было установлено: болезнь заразна и очень!
Пациенты из высшего общества
Высокопоставленных жертв чахотки было великое множество:
- Наталья Алексеевна, внучка Великого Петра - 14 лет;
- дочь Николая I Александра, 19 лет;
- Мария Александровна - жена Александра II;
- цесаревич Николай, старший брат Александра III;
- Георгий -младший брат Николая II.
И многие другие. Жертвами чахотки были и Наполеон Бонапарт, писатели Добролюбов, Чехов, Белинский и многие, многие другие. Каждый 10-й житель городов в 19 веке погибал от туберкулеза. При этом болезнь совершенно не считалась опасной.
Благородная, романтическая, аристократическая чахотка была своеобразной чумой 19 века.
Иллюстрации из публичного доступа сети Интернет
***
Еще больше интересных историй на моем канале. Заходите - буду рада.