Общеизвестно, что в Казахстане цены на моторное топливо ниже, чем в соседней России, хотя в прошлом году они постоянно увеличивались. Почему – не секрет. Если раньше казахстанское государство жестко контролировало розничные цены на моторное топливо, то сейчас отпустило их в свободное плавание.
Контролировало государство розничные цены для того, чтобы, во-первых, сдерживать инфляцию, во-вторых, не провоцировать негативные настроения среди основной массы автовладельцев, численность которых исчисляется миллионами. Однако, когда в стране сформировался дефицит бензина отдельных марок и дизтоплива, а национальная компания «КазМунайГаз», главный игрок в этой сфере, не справился с проблемой, Акорда была вынуждена отпустить розничные цены в свободное плавание.
В Базовом проспекте Программы выпуска среднесрочных Глобальных Облигаций на сумму в 10,5 миллиарда долларов США, опубликованном 5 апреля 2017 года АО НК «КазМунайГаз» (акционерное общество, зарегистрированное в соответствии с законодательством Республики Казахстан) и KazMunaiGaz Finance Sub B.V. (общество с ограниченной ответственностью, зарегистрированное в соответствии с законодательством Нидерландов, безусловным и безотзывным гарантом которой выступает АО НК «КазМунайГаз»), эта проблема описана так (выделения сделаны нами):
«Цены на сырую нефть и нефтепродукты на международном и казахстанском рынке оказывают значительное влияние на результаты деятельности Компании».
«Динамика цен на нефтепродукты на международном и казахстанском рынке определяется рядом факторов, наиболее важными среди которых являются цены на сырую нефть, соотношение спроса и предложения на нефтепродукты, конкуренция, удаленность рынков сбыта от предприятий, перерабатывающих нефть в конечные или промежуточные продукты переработки, сезонный дефицит в поставках нефтепродуктов, в частности в городских районах в связи с сезонными сельскохозяйственными работами и связанным с этим перераспределением поставок из городских в сельскохозяйственные районы. В дополнение к этому, несоответствие между высокими ценами на сырую нефть и низкими ценами на продукты нефтепереработки могут оказать негативное влияние на финансовые результаты деятельности сегмента Компании, связанного с переработкой нефти.
Совмещение продаж нефти на экспорт и на внутреннем рынке оказало, и в дальнейшем будет оказывать влияние на результаты хозяйственной деятельности Компании.Традиционно, экспортные цены на сырую нефть были значительно выше внутренних цен, прежде всего из-за рекомендаций и требований Правительства, которое является единственным косвенным акционером, продавать добытую в стране нефть по ценам ниже рыночных. Периодически Правительство издает такие рекомендации или требования для предотвращения роста внутренних цен, особенно когда ощущается нехватка предложения из-за большого спроса, что вызывает рост внутренних цен. Компания предполагает, что экспортные цены будут оставаться более высокими по сравнению с внутренними ценами, и, соответственно, будет стремиться максимизировать долю экспортных продаж, несмотря на то, что она не вправе делать это в одностороннем порядке. Повышение доли экспорта может положительно повлиять на результаты деятельности Компании, тогда как, соответственно, увеличение доли обязательных продаж внутри страны может негативно на них сказаться».
«Доход Компании от нефтепродуктов в Казахстане подвержен ценовому регулированию и наличию сырой нефти для переработки на внутреннем рынке. В прошлом Правительство периодически вводило временные запреты на экспорт легких фракций и нефтепродуктов, бензол, газойлей и других продуктов нефтепереработки, включая такие запреты в июле 2014 года и в июне 2015 года, что помешало Компании воспользоваться преимуществом более высоких цен на экспорт своей переработанной продукции из Казахстана. Несмотря на то, что в настоящее время такие запреты не действуют, не может быть никакой гарантии, что не будут введены подобные запреты и не будут приняты меры, которые могли бы ограничить возможность Компании воспользоваться преимуществом таких сделок».
«В 2013 году нефтеперерабатывающим заводам, которыми владеет Компания, не хватало сырой нефти из Казахстана для производства соответствующих нефтепродуктов, в результате чего НПЗ были вынуждены импортировать нефть по более высоким ценам, чем цены, по которым нефть предоставляли дочерние предприятия Компании. Это оказало негативное влияния на финансовые показатели Компании в области нефтепереработки. С 2014 года и по 2017 год, нефтеперерабатывающие заводы Компании имели достаточные объемы поставок сырой нефти для достижения бюджетных показателей производства, но нет гарантий, что в будущем нефтеперерабатывающие заводы Компании снова не столкнутся с проблемой недостатка внутренних объемов поставки сырой нефти».
«Будучи собственником Атырауского НПЗ, КМГ ПМ в соответствии с Правилами С-К обязан проводить ежегодный конкурс на поставку сырой нефти для переработки на Атырауском НПЗ. В соответствии с Договором о взаимоотношениях, РД КМГ обязалось принимать участие в ежегодных конкурсах по закупке сырой нефти до апреля 2016 года.
РД КМГ и Компания договорились, что такое участие РД КМГ будет осуществляться на условиях:
- За 2006 - 2010 года, согласно Соглашению о взаимоотношениях, РД КМГ был обязан продать до 1,9 миллионов тонн нефти в год, если такое потребуется Атырауским НПЗ. За 2011 – 2015 г.г., сумма, которую РД КМГ обязана предоставить согласно Соглашению о взаимоотношениях, определяется на ежегодной основе.
- Цена любой сырой нефти, поставляемой РД КМГ, должна быть равна себестоимости такой сырой нефти плюс 3%-ая маржа, при этом себестоимость нефти рассчитывается как стоимость добычи 1 тонны сырой нефти для РД КМГ плюс транспортные расходы, понесенные РД КМГ, где:
(i) стоимость добычи 1 тонны сырой нефти - это отношение (А) общих расходов по добыче сырой нефти и всех административных и непроизводственных (в т.ч. общих административных) затрат в соответствии с планом закупок на соответствующий календарный год к (В) общему объему добычи сырой нефти на всех добывающих подразделениях РД КМГ в соответствии с планом закупок на соответствующий календарный год; и
(ii)стоимость транспортировки 1 тонны сырой нефти - это отношение (А) общих расходов по транспортировке сырой нефти со всех добывающих подразделений РД КМГ до Атырауского НПЗ в соответствии с планом закупок на соответствующий календарный год к (В) общему объему поставок сырой нефти на Атырауский НПЗ со всех добывающих подразделений РД КМГ в соответствии с планом государственных закупок на соответствующий календарный год.
РД КМГ не участвовала ни в каких тендерах на материальное обеспечение с апреля 2016 года. До апреля 2016 года РД КМГ продала часть добытой сырой нефти КМГ ПМ для выполнения своих обязательств перед внутренним рынком. КМГ ПМ далее перерабатывала данную сырую нефть и продавала нефтепродукты. Начиная с апреля 2016 года РД КМГ обеспечивала объемами сырой нефти для переработки на Атырауском НПЗ и Павлодарском НПЗ (и оплачивала соответствующие суммы за переработку) и затем самостоятельно продавала нефтепродукты, используя КМГ ПМ в качестве агента по продажам. 1 января 2017 года РД КМГ перестала использовать КМГ ПМ в качестве агента по продажам и начала самостоятельные продажи».
В Базовом проспекте Программы выпуска среднесрочных Глобальных Облигаций на сумму в 10,5 миллиарда долларов АО НК «КазМунайГаз» есть и цифры, свидетельствующие о том, насколько велики были потери национальной компании, вынудившие в итоге Акорду в 2016 году в два приема отказаться от государственного регулирования розничных цен на бензин и дизельное топлива.
Так, если в 2015 году «Разведка Добыча «КазМунайГаз» продала в пользу «КазМунайГаз» Переработка Маркетинг» 2680 тысяч тонн сырой нефти при средней цене 37009 тенге (средняя цена на сырую нефть, поставленную на экспорт, составила 78434 тенге), то в 2016 году уже только 830 тысяч тонн по средней цене 18625 тенге (средняя цена на сырую нефть, поставленную на экспорт, составила 103659 тенге).
Далее в Базовом проспекте указано:
«Начиная с апреля 2016 года РД КМГ стала поставлять объемы сырой нефти для переработки на Атырауский НПЗ и Павлодарский НПЗ (и оплачивала соответствующую стоимость переработки), а затем продавала переработанные нефтепродукты за свой счет, используя КМГ ПМ в качестве агента по продажам. 1 января 2017 года РД КМГ перестала использовать КМГ ПМ в качестве агента по продажам и начала продажу переработанных нефтепродуктов за свой счет».
Таким образом, дефицит моторного топлива в 2016-2017 годах стал результатом, главным образом, трех факторов:
- во-первых, заниженностью розничных цен в Казахстане по сравнению с ценами на рынках соседних государств,
- во-вторых, нехваткой моторного топлива собственного производства для удовлетворения потребностей внутреннего рынка,
- в-третьих, невозможностью увеличить импорт бензина и дизельного топлива из России и других соседних государств из-за заведомой убыточности таких операций.
Проблема была урегулирована в два приема: сначала за счет разового завоза топлива по приказу государства с отнесением убытков на баланс квазигосударственных структур, а затем путем отказа от сдерживания роста розничных цен.
Однако, решив текущую проблему, государство вынужденно сделало так, что казахстанский рынок стал сильно зависеть от российского рынка, от поставок оттуда. Ну а, между тем, в России заговорили о неизбежном росте розничных цен в связи со скачком оптовых цен у производителей.