Найти тему
Сон Макаренко

О стратегии развития МОСКОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ до 2025 года

Оглавление

В сети идут обсуждения какой-то новой стратегии развития московского образования до 2025 года. Особенно активны директора школ, да и понятно – им нужно руководить и управлять своими школами еще долго, лучше заранее эту школу и описать, а потом и сделать. Учителя в обсуждении заметны гораздо менее. Тоже понятно – нам нужно работать здесь и сейчас, а что там в 2025 году будет не так важно, поживем - увидим. Без нас все равно ничего не сделаете, все в школе нашими руками и ногами делается. Тем не менее – популярный директор Илья Новокрещенов (с которым мы вроде как «вместе создаем будущее») пишет по-сталински емко: «Зарплата учителя - только за результат: Школа - не СОБЕС». Читаю и думаю, что общие чаяния учителей нужно оформить. Так за наше общее будущее спокойнее будет.

Для начала напомню основные тезисы главного, официального документа по «Стратегии развития московского образования до 2025 года». Кстати, сам сайт стратегии ужасен. Такой дизайн не то, что в 2025 году, он уже в 1995 году был устаревшим. Я сейчас молчу, что он в поисковике не ищется совсем, попробуйте. Например, ГБОУ Школа №2025 есть на первом месте выдачи Яндекса, стратегии нет. На заглавной странице название «Стратегия развития московского образования» аж два раза написано, для ЗПР. Ну ок, учителя такие, нам привычно. Даже удобнее. Итак, к сути.

Есть 4 столпа стратегии – ПОТОК, РОСТ, УРБОШКОЛА, Город как школа.

Поток означает видимо то, что ребенок, ученик, теряет своеобразное «гражданство школы» и становится свободным образующимся атомом. Такая отмена крепостного права. В агит-текстах молодых директоров это формулируется так:

« Ученик получает возможность выбирать круг предметов с опережением. – пишет Наталья Замышляева. - Учитель -активный помощник в выборе образовательной траектории. В еще большей степени используются новые цифровые технологии города для развития школьника » .

Рост – система оценки – нужен, чтобы как-то понять, что с этим ушедшим из школы и класса ребенком происходит позитивного (или негативного). Судя по всему активный помощник за ним не идет, да и оценивать знания нового ученика не должен

Урбошкола ограничивает познавательное движение ребятенка за пределами своей школы межрайоном, окрестными школами.

Город как школа напоминает, что помимо межрайонов есть чего посмотреть и где поучиться в Москве в целом.

Ну и все это в первую очередь ориентировано на старшеклассников, кстати, правильно.

Возникает главный вопрос – учитель где и зачем в этом прекрасном мире будущего? Наши авторы стратегии, пройдя видимо экспресс-курс повышения квалификации в каком-то секретном центре, гладко стелят:

«Думаю, что учителям, которые работают "на земле" будет сначала трудно перейти в принципиально иную систему координат, где в общем-то педагогика должна органично войти в городскую среду, а учитель должен максимально использовать тот технологический потенциал школы, который сейчас аккумулирован в московской школе» (Павел Суворов)

Если послушать разработчиков, то он есть, но какой-то другой – навигатор, попутчик, еще как-то. Из позитивного – поскольку ученик из школы сбежал, то, видимо, и учителя особо никто держать не хочет, поэтому средства контроля ослаблены. Типа получил результаты (как, кстати?) – и получи открытку с присвоенной аттестацией. Ок, берем, нормально. Или, как пишет директор Олеся Лукашук

«Так что, Учитель, который скучает по тому времени, когда Ваша роль была уникальной, радуйся, это время возвращается!»

Радуемся. Хорошо, ПОТОК и РОСТ. Оставляем, хотя все включая разработчиков понимают, что слова одно, а реальных механизмов, ИИ и нейросетей сейчас нет и неясно как.

Ну, например, Сколково нам поможет, верим. Давайте за учителя тогда.

Мы вам, дорогие коллеги, зачем?

А я вам скажу. Что нужно нормальному учителю любой школы, а уж тем более московской? Меньше контроля и больше денег. И пусть в меня первым бросит камень тот учитель, который так не считает.

Еще раз – меньше контроля и больше денег.

Но я понимаю, что получить это желаемое будущее конечно проблематично. Так что давайте торговаться. Мы готовы отпустить детей из школы в планетарий, например. Но оставьте за нами контроль, чему они там научились.

И, главное, отпускайте тоже! Верните методические дни для самообразования и планетариев с океанариумами!

Дайте нам возможность не только в школе работать вашими крепостными – включите в экономические отношения с другими организациями. За планетарий не скажу, а в океанариуме я могу быть полезен! Если меня еще не на курсы повышения квалификации вашей отправлять, а подучить на экскурсовода, например!

Мы готовы работать даже больше (за бОльшую зарплату), но посмотрите на учителя не только как на предметника в школе! Дайте другую оплачиваемую активность – и запускайте любые потоки.

А там глядишь и рост пойдет.

Второе предложение, про контроль. Предлагаю создать в Москве Учительский арбитраж. Как угодно создать, хоть при департаменте образования. Или прям в МЭШ. Но только чтоб для завуча решение арбитража имело статус «обязательно к исполнению». И в этот арбитраж любой учитель мог обратиться с требованием отменить ту или иную отчетность. Ну, решит арбитраж, что она справедлива – выполним. А вот если нет – чтобы тут же была отменена приказом по школе.

Меньше контроля и больше денег, коллеги.

Только по-умному.

#МарьИваннарассуждае #учитель #будущее #московскоеобразование #доколе #московскиедиректора #образование #стратегия2025 #поток #рост #урбошкола #школымосквы #московскиешкольники #опытМосквы