В последнее время генетические исследования выходят на новый уровень, учитывая современные реалии науки. Более объёмная картина наблюдается и при использовании новых методик в археологии. В данном исследовании международная команда учёных изучала генетические различия между популяциями центральной и северной Европы и популяциями Пиренейского полуострова. Здесь стоит упомянуть, что часто этот полуостров в научной литературе называют Иберией или Иберийским полуостровом, а это может внести путаницу, так как под названием Иберия существовало царство, на территории современной Грузии, а это разница в 3 тыс. км географически и совсем другие хронологические периоды. Так вот группа исследователей проанализировала и объединила генетические, археологические и изотопные данные за 4 тыс. лет биомолекулярной истории Пиренейского полуострова.
Исследователи изучали данные из археологических памятников севера и юга Испании, в том числе Эль Порталон в Сьерра-де-Атапуэрка в районе города Бургос (Испания) и Пещеры летучих мышей в Андалусии, откуда был секвенирован старейший геном неолитического фермера, возрастом 7245 лет и принадлежавший представителю культуры керамики Неолита Альмагро.
В Европе доисторические миграции имели важнейшую роль в формировании генетического состава. После последнего ледникового максимума около 20 тыс. лет назад Европа была заселена группами охотников-собирателей, а позже за последующие 10 тыс. лет произошел ряд миграций, которые оказали влияние как на генофонд, так и на образ жизни первых европейцев.
Первые землевладельцы пришли в Европу из Анатолии и Ближнего Востока. А позже, менее чем 5 тыс. лет назад, группы скотоводов из Причерноморско-Каспийской степи распространились по всей Европе. Все эти миграции были с востока, поэтому в западную часть Европы они попали в последнюю очередь.
И получилось так, что в Центральной и Северной Европе, мигранты заменили большую часть генофонда. Но первые миграции проходили в основном по северному побережью Средиземного моря и исследование показывает, что население Пиренейского полуострова генетически отличается от более сильно смешанного населения в Центральной и Северной Европе. А это значит, что ранние фермеры полуострова генетически больше связаны с первой волной мигрантов, а последующие миграции из Центральной Европы и Северной Африки были незначительными. А генетически первые мигранты наиболее тесно связаны с современными жителями Сардинии. Сардиния — это остров в средиземном море, который входит в состав Италии с населением около 1 млн 600 тыс. человек.
В общем нынешние сардинцы — это почти прямые потомки фермеров, которые принесли в Средиземноморский регион Европы сельское хозяйство, около 8 тыс. лет назад. Также не очень большое влияние на генофонд Пиренейского полуострова оказала миграция бронзового века от представителей Ямной культуры, в отличии от Северной и Центральной Европы. Чтобы было более понятно, географически Ямная культура занимала территории от Южного Приуралья на востоке до Днестра на западе и от Предкавказья на юге до Среднего Поволжья на севере.
В общем картина жизни на Пиренейском полуострове от момента первой миграции выглядит так, что первые фермеры из начальной миграции, жили относительно маленькими группами и имели небольшое генетическое разнообразие. Но по мере прибытия новых переселенцев популяции росли и смешивались с местными охотниками-собирателями, увеличивая генетическое разнообразие по мере роста групп. А миграция пастухов из Причерноморско-Каспийской степи переходного периода позднего неолита в бронзовый век, генетически принесла большее разнообразие в Центральную и Северную Европу нежели в Юго-Западную. А это подчёркивает генетическую уникальность истории Пиренейского полуострова. Конечно странно, почему жителям Причерноморско-Каспийской степи не приглянулось Средиземное море? Но спросить у них мы уже не сможем. Но это повлияло на то, что основная доисторическая миграция, связанная с неолитической революционной методикой ведения сельского хозяйства, стала генетически решающей на полуострове.
Также исследователи изучали рацион питания жителей Пиренейского полуострова на протяжении 4 тыс. лет и выяснили, что диета, характерная для культур, которые занимались сельским хозяйством не изменялась даже в периоды смешивания с популяциями охотников-собирателей и другими культурными группами.
А в целом исследование подчёркивает всю важность комбинированного подхода к вопросам археологии в комплексе с различными научными направлениями и методиками. А также демонстрирует сложность и различия между характерами миграций в каждый отдалённый регион не только Европы, но и других частей планеты. Что очень важно для понимания того, как люди заселяли планету и в последствии перемещались между уже заселёнными участками.