Найти в Дзене

Экономическая ситуация в Бурятии и пути решения

В этой статье я замахнусь на общую экономическую ситуацию Бурятии, и да простят меня мои преподаватели экономики.
Для начала я зайду с внешней стороны обезличенного наблюдателя. Ситуация, я бы сказал, тут плачевная. Стороннему инвестору Бурятия покажется бесперспективной, с мрачным будущим, обречённая на долгие годы экономической стагнации, стоящей с вечно протянутой рукой перед Москвой.
У Бурятии нет главного золота экономики любого региона - трудовых ресурсов. Население не дотягивает до миллиона, а те, что имеются нельзя назвать обладателями высокой трудовой этики. Лучшая часть наиболее амбициозных и способных эмигрировала в поисках более подходящих условий развития, почему у нас нет этих самых более подходящих условий отдельный вопрос, который возможно мы затронем в одном из следующих постов.
Удаленность от морских портов и больших рынков убивает надежду на инвестора с производственными целями, как в случае с Московской, Калужской, Тверской и Ленинградской областями. Зачем строить производство в Бурятии, если местный и близлежащие рынки, слишком маленькие с точки зрения потребления? Доставлять готовую продукцию до крупных рынков обойдется слишком дорого, то есть нерентабельно.
При этом инфраструктура находится в зачаточном состоянии, либо в упадке. В регионе царит коррупция и клановые отношения, которые тормозят и будут тормозить развитие региона. Более подробно этот негативный фактор я опишу в одном из следующих постов.
Да, как я уже писал выше, всё довольно мрачно. Но я взял только отрицательные факторы, которые отпугивают любого компетентного инвестора.
Теперь приступим к положительным факторам, которые следует развивать в первую очередь, чтобы со временем они стали драйвером роста экономики региона и смогли вытянуть за собой все другие сферы экономики Бурятии.
Конечно же, это природные ресурсы, не нефть и газ, не алмазы с копями, а древесина, нефрит и возможно кремний, вольфрам, молибден, уран. По балансовым запасам в Бурятии 27% вольфрама, 37% молибдена, до 40% урана, 48% цинка всей России, а также значительные запасы свинца, бериллия, кварца. Однако в краткосрочной и среднесрочной перспективе не имеют большого потенциала в связи со сложностью добычи, удалённости от транспортных путей и необходимости в больших долгосрочных инвестициях. Единственный возможный сценарий, если цены на эти минералы подскочат в десятки раз, что маловероятно.
Остается древесина и нефрит. Главная беда здесь в абсолютной непрозрачности рынка. То есть деньги в этих сферах есть и довольно значительные, но большая их часть находится в теневом секторе экономики. С них не платятся налоги в казну, и, понятное дело, тут официальным трудоустройством населения и не пахнет. Большая часть этих денег концентрируется в руках небольшого и ограниченного круга людей. По местным меркам их доходы можно отнести к категориям сверхдоходов.
Теоретически, это было бы не так страшно, если бы эти деньги оставались в Бурятии, тратились на товары местного производства, услуги местных предпринимателей. Но фактически, можете быть уверены, что значительная их часть утечёт в другие регионы страны или за рубеж: отдых за рубежом, покупка автомобилей иностранного производства, открытие счетов в странах-оффшорах, финансирование учёбы детей в западных странах. В то же время в самой Бурятии останется меньшая часть этих доходов, так как товары и услуги приемлемого уровня для данной категории людей отсутствуют или слабо развиты.
Конечно же, нельзя не затронуть тему развития туризма на Байкале. Прелесть туризма в том, что приезжая туристы оставляют довольно значительную сумму, при этом, покидая место отдыха, не забирают с собой ничего, кроме эмоций и воспоминаний. Хорошо развитый туризм с хорошим потоком и развитой инфраструктурой может приносить значительную часть дохода в ВВП региона.


Итак, для того, чтобы вылезти из кризиса нужно, выражаясь очень просто, увеличить доход региона и уменьшить расход региона. Увеличение дохода за счет увеличения экспорта товаров и услуг. Уменьшение расхода за счет сокращения импорта товаров и услуг.

Как можно увеличить доход?

1)Увеличение количества внешних  и внутренних российских туристов, более подробно опишу в следующей статье.

2)Сделать рынок экспорта древесины и нефрита в Китай прозрачным. Возможно выступить в Москве с инициативой о создании условно "РосЛесЭкспорта" и "РосНефритЭкспорта", которые имели бы эксклюзивное право на экспорт леса и нефрита. Контролировать экспорт одной компании проще, чем контролировать экспорт тысячи мелких экспортёров. Однако у этих компаний должны быть созданы местные филиалы. К примеру: ООО "Бурятский филиал РосЛесЭкспорт", которая вела бы хозяйственную деятельность в Бурятии и платила бы налоги в бюджет Бурятии. С другой стороны, возможно ужесточение законодательства в отношении незаконной добычи ресурсов. И действительно важно убедить Китай, что работать с одной компанией будет легче, проще, удобнее, быстрее и возможно дешевле. Очень важно, чтобы эти экспортные компании не имели бы права вести саму добычу, так как существует риск создания монополии, что послужит для рынка тормозом и добавит лишь неэффективности и непрозрачности рынку. Этот вопрос в компетенции федеральных властей. Однако инициировать и попробовать пролоббировать возможно и региональным властям в союзе с властями других заинтересованных регионов.

3)Стимулирование компаний из других регионов и стран к созданию местных дочек, которые платили бы налог в местный бюджет. Ведь если компания ведёт хозяйственную деятельность в Бурятии, а зарегистрирована в другом регионе, то соответственно прибыль и налоги утекают в соседний регион. К сожалению, таких компаний достаточно много, которые в итоге платят налоги в другие регионы страны.

4)Очень часто местные игроки работают с оптовыми дистрибьюторами и дилерами из соседних или дальних регионов страны. В таком случае, та наценка, которую назначает посредник, уходит в другой регион. В данном случае создание ассоциации местных компаний со схожим спросом и создание для них оптового закупочного агента исключит из цепочки ненужных посредников из других регионов или стран, а та самая наценка останется в регионе.

5)Повышение общего уровня бизнес знаний у местного бизнеса, что со временем повлечёт за собой и общее повышение конкурентоспособности местного бизнеса. Создание бесплатных курсов основ ведения бизнеса, консультации в работе с контрагентами и госслужбами, создание бесплатных бизнес-библиотек, проведение бизнес-тренингов. То есть нужно сделать всё, чтобы зашить дырявый карман местных предпринимателей.

6)Стимулирование развития местной компании для которой существует достаточный спрос, но нет сильного местного игрока. Например, рынок яиц объективно существуют, есть на рынке сильные внешние игроки: СХ АО "Белореченское" и СХ ПК "Окинский", но нет сильного местного игрока.

6)Для того, чтобы в регионе появился местный игрок поставщик, необходимо чтобы рынок набрал критическую массу. Это можно искусственно ускорить. Создание дополнительного спроса государством, субсидирование или льготное кредитование на производство. Однако этот метод краткосрочный, в долгосрочной перспективе он принесёт негативные последствия, порождая создание слабых и неэффективных компаний, сосущих из бюджета субсидии и дотации.

7)Создание благоприятного инвестиционного климата, а также простые и удобные условия для ведения бизнеса. Тут возможно имеет смысл посмотреть на опыт других стран (Гонконг, Сингапур, Канада, Скандинавские страны) и перенять всё хорошее, что возможно.  Этот вопрос, к сожалению, также в компетенции федеральных министерств и агентств.

Вышеперечисленные идеи носят рекомендательный характер, реализация любой из этих идей потребует больших усилий и решения многочисленных затруднений. Но, на мой взгляд, они выполнимы, тем более они все были уже реализованы в других странах или регионах.  Кроме того, существуют большое количество других способов. В данном случае первоочередным фактором является политическая воля местной власти.