Одним из активных методов борьбы с иногородними стало распространение листовок и анонимок о скорейшем приходе «наших».
В Абинском районе по станице были развешены воззвания следующего содержания: «Никто не беритесь иногородним пахать землю, а кто возьмется, тот будет убит. Лучше не бери, а то погибнешь» [13].
С установлением советской власти на всей территории Кубани начался период лихорадочного советского строительства. Во всех населенных пунктах были избраны органы советской власти (советы и ревкомы), причем сразу же раскрылось, что иногороднее население целиком и полностью поддерживало советскую власть. В станицах руководящую роль, по мнению компетентных органов, выполняли в тот период, иногородние, почти поголовно сторонники советской власти. Было принято считать, что все иногородние - большевики, а все казаки - контрреволюционеры. Это мнение, безусловно, имело под собой почву: Красная гвардия и армия в 1918-1920 гг. состояла на 94 % из иногородних и лишь 6 % казаков, в то время как белая армия (Кубанская) состояла на 90 % из казаков. Приблизительно таким же оставалось положение и в последующие 1920-1930 гг., то есть огромное подавляющее большинство казаков не симпатизировали советской власти, а иногороднее население за редкими исключениями стояло на советской платформе [14]. Если принять во внимание состояние сословных отношений между казаками и иногородними в 1922-1924 гг., то есть до новой политики в деревне, состояние характеризовалось господством иногородних, главным образом, бедноты и полным отстранением всего казачества от всей общественной работы и от советского строительства.
В дальнейшем последовали значительные изменения. На местах стало проводиться «расказачивание», то есть своеобразное осуществление декрета об уничтожении сословий, в результате которого сотни тысяч казаков стали жертвами режима. Иногородние срывали с казаков черкески, папахи, кинжалы, сопротивляющихся объявляли контрреволюционерами и карали: бессистемно захватывали казачьи земли, делили урожай на казачьих землях и т.д. Разрушения коснулись не только внутренней структуры организации общества, но и проявлялись внешние признаки, такие как уничтожение традиционного уклада хозяйственной жизни и быта казачества. В результате этих деяний советской власти будет сломлена казачья воля, предадут забвению былую славу и навсегда исчезнут многие казачьи фамилии.
В конце 30-х гг. борьба между казачеством и иногородними уступила место борьбе между кулаками и бедняками. Если раньше критерием политического равновесия станицы служило соотношение количества казаков и иногородних, то теперь эта мера уходит на второй план.
Ссылки:
1. История Кубани: учеб. пособие под ред. В.В. Касьянова. Краснодар, 2009.
2. Государственный архив Краснодарского края (далее ГАКК) ФР. 411 .Оп 2. Д. 341. Л. 13-14.
3. Ауский С. Казаки: особое сословие. М., 2001.
4. Седин М. «На Черномории. Маруся казачка». Екатеринодар, 1911.
5. Архив ГУВД Краснодарского края (далее АГВДКК) ф. 18. Оп. 1, Д. 16. Л. 54.
6. ГАКК ФР 411. Оп. 2. Д. 341. Л. 154.
7. АГВДКК. ф. 18, Оп. 1, Д. 9. Л. 3.
8. Ставский В. П. Кубанские очерки. М. 1930.
9. АГВДКК. Ф. 18, оп. 1, д. 16. Л. 3-16.
10. Там же.
11. Там же.
12. Там же.
13. Там же.
14. Центр документации новейшей истории Краснодарского края Ф. 8. Оп. 1. Д. 25. Л. 5.
Автор: Федина Ирина Михайловна, кандидат исторических наук
Источник: Теория и практика общественного развития (2012, № 2), с. 175 - 177
Часть 1
Часть 2