Найти тему
Еще одна Япония

Святой запой. Почему японцы напиваются на религиозных праздниках?

В прошлом посте я рассказал, как родная религия японцев, синтоизм, помогла им примирится с сексом. В этом материале будет описано положительное влияние синтоизма на другую важную часть человеческой жизни - пьянство.

Меня всегда поражало огромное количество пьющих людей на синтоистских праздниках в Японии. Пьют не только у храма, но и в самом храме, удобно расположившись рядом с алтарем. Прикладываться не забывают даже священники.

Так выглядит типичный синтоистский храм
Так выглядит типичный синтоистский храм

Эта вседозволенность объясняется сакральным значением риса в японской культуре. Первые синтоистские храмы были хранилищами для риса, где его оберегали от непогоды и голодных грызунов. По этой причине современные храмы продолжают строить на деревянных сваях как дань памяти временам, когда эти строения защищали зерна от дождя и мышей.

В огромном пантеоне японских богов одну из ключевых ролей также играет богиня риса Инари. Рис неразрывно связан с сакэ, из-за чего в ее храмы часто приносят бутылочки с алкоголем в качестве подношений. Надо ли говорить, что и остальные боги не дураки выпить.

Игривая лиса является главным олицетворением богини Инари
Игривая лиса является главным олицетворением богини Инари

Самый интересный ритуал угощения богов алкоголем называется кутикамидзакэ ( 口噛み酒 ). Буквально это слово означает "пережеванный сакэ". В церемонии участвуют девушки, которые пережевывают рис и выплевывают получившуюся жидкость в специальные сосуды. Далее рис начинает бродить, создавая уникальный вид сакэ, который пьют только боги.

Шутливая реклама кутикамидзакэ. Надпись в фиолетовом столбце: "Произведено настоящими старшеклассницами"
Шутливая реклама кутикамидзакэ. Надпись в фиолетовом столбце: "Произведено настоящими старшеклассницами"

Сакэ пьют боги, сакэ пьют верующие, к сакэ подталкивает сама природа синтоистского праздника. В нем очень много радости и шумихи, а оправдание подобной веселости можно найти в древней легенде.

Если мы откроем Кодзики, старейшую книгу синтоизма, то найдем эпизод, где опечаленная богиня солнца Аматэрасу прячется в пещере, после чего Япония погружается в мрак. Боги держат совет, где решают исправить ситуацию с помощью песен и плясок другой богини по имени Амэ-но-Удзумэ или Мятежная дева Неба. Далее читаем:

Перевернула-поставила Мятежная дева Неба перед усыпальницей богини Солнца пустую кадку вверх дном, взобралась на это возвышение, а затем принялась потешно петь-танцевать и, притопывая, производить неимоверный грохот. Постепенно убыстрялся ритм ее вдохновенного танца-песни.
Одержимая священным безумием, открыла-обнажила она свои белые груди и ослабила-приспустила с бедер тонкий пояс своей юбки ниже потаенного места — истока жизни, дабы обратить вспять темных злых божеств смерти. И сотряслась Такама-га-хара, Равнина Вышнего Неба, от раскатов дружного смеха неисчислимого сонма небесных божеств.

Привлеченная всеобщим весельем Аматэрасу выходит из пещеры, благодаря чему в Японию возвращается свет, а вместе с ним и жизнь.

Синтоистский танец Кагура (神楽) считается потомком плясок Амэ-но-Удзумэ
Синтоистский танец Кагура (神楽) считается потомком плясок Амэ-но-Удзумэ

Таким образом, японские праздники всегда превращаются в веселую попойку, где не только можно, но и нужно пробовать сакэ. Если же вы по какой-то причине не пьете алкоголь, съешьте вместо него КитКат со вкусом сакэ, чтобы гарантировано порадовать богов.

КитКат с сакэ - спасение для непьющих на японском празднике
КитКат с сакэ - спасение для непьющих на японском празднике