Найти в Дзене
Военный музей

Подводная лодка Б-515 в качестве корабля-музея в Гамбурге - продолжение

Начало рассказа про нашу подводную лодку Б-515 в Гамбурге.

Продолжаю свой обзор отечественной подводной лодки-музея Б-515, установленной в немецком Гамбурге. Нумерация фото продолжается с первой части рассказа.

Итак, мы находимся в пятом (машинном) отсеке.

 33. Пост управления дизелями расположен в специальной выгородке с отдельной дверью
33. Пост управления дизелями расположен в специальной выгородке с отдельной дверью
34. На заднем плане виден проход в "машинный зал"
34. На заднем плане виден проход в "машинный зал"
35. А вот и сами дизели. Всего их три штуки, все - с турбонаддувом, мощностью по 1900 л.с. Тип: 2Д42
35. А вот и сами дизели. Всего их три штуки, все - с турбонаддувом, мощностью по 1900 л.с. Тип: 2Д42
36. Вспомогательные механизмы и приборы
36. Вспомогательные механизмы и приборы
37. Дизель поближе
37. Дизель поближе
38. Покидаем пятый отсек
38. Покидаем пятый отсек
39. Вид назад, на дизельный отсек
39. Вид назад, на дизельный отсек
40. Теперь мы находимся в предпоследнем, шестом отсеке этой ПЛ - электромоторном. Крышка люка.
40. Теперь мы находимся в предпоследнем, шестом отсеке этой ПЛ - электромоторном. Крышка люка.
41. Щиты управления двумя бортовыми электромашинами (2 х 1350 л.с. типа ПГ101) и одной средней (1 х 2700 л.с. типа ПГ102)
41. Щиты управления двумя бортовыми электромашинами (2 х 1350 л.с. типа ПГ101) и одной средней (1 х 2700 л.с. типа ПГ102)
42. Коридор между электрощитами в электромашинном отсеке
42. Коридор между электрощитами в электромашинном отсеке
43.
43.
44. Рабочие места "электриков"
44. Рабочие места "электриков"
45. Вид на щит управления электромотором по правому борту
45. Вид на щит управления электромотором по правому борту
46. Щит управления средним электромотором
46. Щит управления средним электромотором
47. Третий (!!!) гальюн на корабле. Роскошь же!
47. Третий (!!!) гальюн на корабле. Роскошь же!
48. Крантики с забортной (солёной) и пресной водой
48. Крантики с забортной (солёной) и пресной водой
49. Теперь переходим в последний, седьмой (кормовой) отсек
49. Теперь переходим в последний, седьмой (кормовой) отсек
50. Система рулевой гидравлики
50. Система рулевой гидравлики

Под настилом расположен электродвигатель бесшумного хода мощностью 140 л.с.

51. Какая-то секретная установка
51. Какая-то секретная установка
52. Пенообразователь для системы пожаротушения ВПЛ (воздушно-пенная лодочная)
52. Пенообразователь для системы пожаротушения ВПЛ (воздушно-пенная лодочная)
53. Матрос устал и лёг поспать. Внизу баллон с воздухом высокого давления (ВВД)
53. Матрос устал и лёг поспать. Внизу баллон с воздухом высокого давления (ВВД)
54. Другой матрос бодр. Зачем (а главное - как?) в отсек был затащен один из трёх винтов, история умалчивает
54. Другой матрос бодр. Зачем (а главное - как?) в отсек был затащен один из трёх винтов, история умалчивает
55. Ещё один аварийный люк (всего их три, они расположены в 1, 3 и 7 отсеках)
55. Ещё один аварийный люк (всего их три, они расположены в 1, 3 и 7 отсеках)

Интересная особенность немецких морских музеев и музейных ПЛ - это звуковое оформление соответствующих экспозиций. Например, на U-434 в дизельном отсеке довольно шумно проигрываются звуки работы реального дизеля и т.д.

56. Ну всё, всплываем, вернее - выходим на поверхность
56. Ну всё, всплываем, вернее - выходим на поверхность
57. Спасательный буй на корме (второй такой же расположен в носовой части ПЛ)
57. Спасательный буй на корме (второй такой же расположен в носовой части ПЛ)
58. Вид на нос
58. Вид на нос
59.  Интересные штуки, расположены симметрично по бортам ближе к корме. Это штатный вывод выхлопа дизельных моторов. Есть ещё один, расположенный  вместе с устройством РДП ("работа дизеля под водой") в рубке
59. Интересные штуки, расположены симметрично по бортам ближе к корме. Это штатный вывод выхлопа дизельных моторов. Есть ещё один, расположенный вместе с устройством РДП ("работа дизеля под водой") в рубке
60.  Недалеко от ПЛ U-434 расположено другое интересное музейное судно -  грузо-пасажирский "Cap San Diego", но на него у нас уже не хватило  времени
60. Недалеко от ПЛ U-434 расположено другое интересное музейное судно - грузо-пасажирский "Cap San Diego", но на него у нас уже не хватило времени
61. А теперь немного истории. Так выглядели ПЛ проекта 641Б в далёкие 80-е годы (на снимке Б-498 из состава ЧФ).    Источник фото: commons.wikimedia.org
61. А теперь немного истории. Так выглядели ПЛ проекта 641Б в далёкие 80-е годы (на снимке Б-498 из состава ЧФ). Источник фото: commons.wikimedia.org

62. Общий чертёж ПЛ проекта 641Б (кликабельно):

Источник фото: commons.wikimedia.org
Источник фото: commons.wikimedia.org
63.  Экипаж Б-515 в 1984 г. (со всеми офицерами, но, тем не менее, не полный  - на фото отсутствуют примерно 25 матросов и старшин).  Источник фото: cruiser.patosin.ru
63. Экипаж Б-515 в 1984 г. (со всеми офицерами, но, тем не менее, не полный - на фото отсутствуют примерно 25 матросов и старшин). Источник фото: cruiser.patosin.ru
64.  Логичный вопрос: а как же Б-515, в итоге, попала в Гамбург? Ответ на  этот хитрый вопрос дан в небольшой книжке, которую я купил в сувенирном  магазинчике при ПЛ
64. Логичный вопрос: а как же Б-515, в итоге, попала в Гамбург? Ответ на этот хитрый вопрос дан в небольшой книжке, которую я купил в сувенирном магазинчике при ПЛ

Согласно этой книженции, мысль о покупке русской ПЛ возникла у двух немцев-предпринимателей после просмотра новостей в августе 2000 г. из района Баренцева моря. Тогда там "утонула" (со слов одного известного чиновника) одна из наших АПЛ, и помощь к морякам, оставшимся в живых после взрыва, "немного" не успела. В итоге, немцы захотели сделать памятник морякам-подводникам и представить его в качестве музея, куда любой может зайти и представить себе, как оно вообще - жить и работать в таком железном гробу. Ну, и денег заработать тоже - я так думаю.

Попав сперва на жуликов, которые хотели продать то, что им, на самом деле, не принадлежало, немцы, при помощи "посредников" вышли на Рособоронэкспорт. Изучив авторскую концепцию и потребовав кучу справок, наши чиновники, в итоге, согласились на сделку. ПЛ проекта 641Б была оценена 1,25 млн. евро. Затем компания немцев поехала в Полярный и выбрала себе там ПЛ по вкусу - а именно Б-515, которая последнюю свою боевую службу провела в далёком 1995 г. и с тех пор находилась в резерве СФ (до апреля 2002 г.).

65. Встреча немецких друзей (в центре: Иоахим Вагнер и Кристиан Ангреманн) по прибытии на Кольский полуостров
65. Встреча немецких друзей (в центре: Иоахим Вагнер и Кристиан Ангреманн) по прибытии на Кольский полуостров

После заключения договора на покупку и перевода денег ПЛ была отправлена в Североморск на "демилитаризацию", где с неё было снято всё секретное оборудование и вооружение. Затем, наш буксир дотащил её до Гельголанда (остров в Северном море) и передал свою ношу немецким буксирам. Дальше - дело техники. ПЛ поставили в док, наварили 2 "колпака" - для входа и выхода посетителей, адаптировали бортовую сеть под гражданские 230 VAC, подкрасили немного и поставили на место. Потом ещё один раз переставили - туда, где U-434 и стоит с 2010 г. по сей день. А впервые ПЛ была открыта для посетителей уже в октябре 2002 г. За первые 12 месяцев её посетили 120 тыс. человек, что позволило практически "вернуть" её стоимость новым владельцам.

Интересно, что когда ПЛ прибыла в Гамбург, её посетили (и обыскали от трюма до перископа) сначала таможенники, а затем и сотрудники немецких спецслужб. Последние забрали с собой особо интересные детальки, пробы материалов и различных жидкостей.

66. Последний капитан Б-515 - Гарматенко Анатолий  Иванович - оказывал немецким партнёрам всевозможное содействие, спасибо  ему за это
66. Последний капитан Б-515 - Гарматенко Анатолий Иванович - оказывал немецким партнёрам всевозможное содействие, спасибо ему за это

Любопытный факт: на данный момент существуют ещё две музейные подлодки этого типа. Б-396 установлена в Москве, а Б-307 - в Тольятти.

67.  ПЛ Б-396 проекта 641Б в Москве на Химкинском  водохранилище, в Музее ВМФ (парк "Северное Тушино"). Источник фото: www.town.ural.ru
67. ПЛ Б-396 проекта 641Б в Москве на Химкинском водохранилище, в Музее ВМФ (парк "Северное Тушино"). Источник фото: www.town.ural.ru
68.  А вот так выглядит ПЛ Б-307 в Тольятти, в техническом музее АвтоВАЗа.  Согласитесь, что это немного психоделическое зрелище - ПЛ, стоящая на  лужайке и выпускающая торпеду.  
Источник фото: commons.wikimedia.org
68. А вот так выглядит ПЛ Б-307 в Тольятти, в техническом музее АвтоВАЗа. Согласитесь, что это немного психоделическое зрелище - ПЛ, стоящая на лужайке и выпускающая торпеду. Источник фото: commons.wikimedia.org

В завершение, немного полезной информации о музее.

Официальное название:
U-434 U-Bootmuseum Hamburg

Адрес:
U-Bootmuseum Hamburg GmbH
St. Pauli Fischmarkt 10
D-20359 Hamburg

Как добраться:
Мы ехали на машине из Берлина, это около 3-х часов по автобанам с паузой на кофе. По причине обилия злачных мест в центре Гамбурга, я строго рекомендую запарковать машину в надёжном месте и дальше путешествовать городским транспортом. До нужного места ходят электрички и метро (остановка Reeperbahn, дальше около 10 минут пешком до набережной Эльбы - St. Pauli Fischmarkt).

Контакты:
Телефон:  +49 40 32004934
Факс: +49 40 32527209

Расписание работы:
Ежедневно без выходных, с понедельника по субботу: с 9:00 до 20:00, в воскресенье: с 11:00 до 20:00.

Сколько стоит: взрослый билет: 9 евро. Школьникам, студентам и их детям: 6 евро. Прочим пенсионерам: 7 евро.
Для традиционной семьи (2+2) билет будет стоить со скидкой всего 22 евро.
За фотосъёмку попросят ещё 1 евро. Но лично нас забыли попросить, что могу лишь отметить как дополнительный плюс этому музею.

Важно: нас не пустили в центральный пост, потому что мы не захотели платить ещё по 4 евро за т.н. "экскурсию". С другой стороны, это не помешало нам (чуть позже) к этой "экскурсии" присоединиться, просто присев в столовой нижних чинов и подождав, пока небольшая толпа богатеньких буратин нагонит нас. Экскурсия нас ничем не удивила, о рабочей температуре +70 °С в машинном отделении мы и так догадывались, а про красный уголок с балалайками и про ручных медведей в торпедном отсеке и так уже знает каждый пионер. Сэкономленную валюту мы потом, кстати, с пользой спустили на главной гамбургской улице - Репербане, но вот оригинальных фоток из центрального поста у меня пока нет.

Дополнительная информация:
Официальный сайт ПЛ U-434 (к сожалению, только на нем. яз.).
Там же - вид с
веб-камеры на ПЛ в реальном времени.
Фоторепортаж Андрея Прокофьева о ПЛ Б-515 в 1984 г.
Статья о ПЛ
Б-515 в Википедии.
Там же - статья о
ПЛ проекта 641Б.
Статья о ПЛ проекта 641Б на сайте deepstorm.ru
Там же - "краткая биография"
ПЛ Б-515.