По оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), официальные долгосрочные прогнозы развития экономики России предполагают рост потребности в массовых видах грузовых вагонов, а также рост себестоимости их производства.
Соответствующие результаты расчетов представил генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян на состоявшемся 23 апреля совместном заседании ряда рабочих органов РСПП, посвященном мерам обеспечения вывоза предъявляемых к перевозке грузов и принципам ценового регулирования межвидовой конкуренции на транспорте.
На основе двух сценариев, заложенных в разных версиях долгосрочной программы развития ОАО "РЖД" до 2025 года, ИПЕМ оценил перспективный потребный парк различных видов грузового подвижного состава. Так, по оценкам ИПЕМ, потребный парк полувагонов к 2025 году может вырасти на 11,9-15,1% до 545-561 тысяч единиц, платформ и хопперов - на 12,2-26% до 65,4-73,4 тысяч и 102,9–115,6 тысяч единиц соответственно.
В то же время потребный парк цистерн к указанно периоду сократиться на 0,5-2,9% до 223,4–217,9 тысяч вагонов. Такая отрицательная динамика связана с ожидаемым ОАО "РЖД" переключением нефтяных грузов на трубопроводный транспорт в связи с его активным развитием. В рамках заседания в РСПП гендиректор ИПЕМ Юрий Саакян такжеотметил наблюдаемую несбалансированность работы российской транспортного комплекса и необходимость внедрения государственных инструментов управления транспортным балансом.
ИПЕМ также оценил перспективы изменения себестоимости производства грузовых вагонов исходя из двух сценариев на основе ключевых макроэкономических документов - Прогноза долгосрочного социально-экономического развития РФ на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, а также Прогноза на период до 2030 года. По оценкам Института, себестоимость производства грузовых вагонов к 2025 году вырастет на 49,7-59,5%, при этом среднегодовые темпы роста себестоимости составят 5,2-6,1%, что выше показателей инфляции, заложенных в макроэкономических прогнозах (4,0%). При этом основные доли в структуре себестоимости грузового вагона, по оценкам ИПЕМ, составляют сырье и материалы (36%), комплектующие (28%) и общепроизводственные расходы (19%). В то же время себестоимость определяет только минимальную цену вагона, а ключевой фактор формирования рыночной цены - изменения спроса, определяемые рядом показателей: объемом грузоперевозок, состоянием рынка (дефицит или профицит), размером ставок операторов, темпами списания старых вагонов, долей долгосрочных контрактов и др.
Следите за новостями и публикациями ИПЕМ на официальной странице в Facebook!
Также по теме:
- Состояние производства и ремонта грузовых вагонов: взгляд рынка, 24 апреля, 2018
- Инновационный вагон: особенности эксплуатации, И. Скок, 17 апреля, 2018
- Транспортное машиностроение демонстрирует значительный рост объёмов производства, И. Скок, РЖД-Партнер, 11 апреля, 2018
- Транспортное машиностроение: актуальные результаты и тренды, И. Скок, РЖД-ТВ, 10 апреля, 2018
- Анализ состояния и развития транспортного машиностроения России, 30 марта, 2018