Шведские подводные лодки класса А-26 могут стать лучшими не атомными ПЛ современности. Проектируя A-26, шведы ориентировались на создание трех аппаратов данного класса. Малая А-26 должна действовать в прибрежных водах Балтики и Северного моря (где шансы на выживание АПЛ не так уж и высоки), тогда как большая А-26 предназначена для операций в холодных водах Северной Атлантики. Третий вариант субмарины представляет собой экспортную версию океанской ПЛ.
Обе подводные лодки должны были быть созданы в рамках программы UBat-2000 Dlounder, которая была запущена в 90-ых годах XX века. После завершения Холодной Войны 1.0 шведские политики свернули разработку АПЛ и вновь вернулись к программе лишь в конце 00, когда путинская Россия проснулась от долгой спячки и перешла к активным действиям на своих границах. Возрожденный проект шведской АПЛ получил название Viking. Лодка должна была заменить устаревшие ПЛ классов Sodermanland и Gotland. Согласно первоначальному плану в разработке АПЛ должны были принять участие Норвегия и Дания. Впоследствии обе страны отказались от финансирования «Викинга», возложив эту почетную обязанность на плечи шведов (при этом стоимость одной субмарины составляет 945 млн.долларов).
В начале 10-ых годов у фирмы производителя лодки ThyssenKrupp возникли проблемы со шведским правительством, которые разрешились лишь после того, как проект приобрела SAAB. Наконец, в марте 2015 года шведское правительство разместило заказ на две подводные лодки класса А-26 (в первую очередь потому, что к ним проявило интерес еще и правительство Нидерландов). На подводных лодках нового класса должен был быть установлен воздухонезависимый двигатель с внешним подводом тепла (установка Стирлинга). Согласно текущим планам, первая А-26 должна будет войти в состав шведских ВМФ не ранее 2022 года.
Подобно другим подводным лодкам, действующим в Балтике, ПЛ класса А-26 обладают малыми размерами и небольшой командой, что удалось достичь благодаря массовой автоматизации навигационных и боевых систем. Подобно более ранним ПЛ класса Gotland, А-26 обладают двигателем Стирлинга, вследствие чего на борту этих подводных кораблей должен находится крупный запас жидкого кислорода или водорода. Несмотря на явные преимущества (тихий подводный ход, незаметность в надводном состоянии), субмарины класса А-26 обладают малой дальностью хода и скорее всего, будут испытывать трудности во время выхода в океан. А-26 вооружена 4 торпедными аппаратами, предназначенными для запуска 533мм или 400мм торпед.
533мм торпеды Torped-62 управляются по опто-волоконному кабелю и могут отслеживать до 8 целей одновременно. Дальность действия этих торпед равна 40 морским милям, тогда как скорость достигает 40 узлов. 400мм (малые) торпеды могут управляться по кабелю или искать цель в автоматическом режиме. При этом управление по кабелю считается более эффективным, поскольку Балтика имеет интенсивный гражданский траффик, а ее воды не так уж и глубоки. Известно, что каждый торпедный аппарат А-26 может выпускать по две 400мм торпеды за раз! При этом торпеды могут быть наведены, как на одну, так и на две разные цели! Скорость 400мм торпед, ориентировочно равна 50 узлам (предположительная дальность хода 30 морских миль).
Судя по всему, шведская подводная лодка обладает отсеком специальных операций и может быть использована как платформа доставки водолазов, подводных мотоциклов, SUV и подводных бойцов. В случае необходимости А-26 может опустится на океанское дно (при этом остается открытым вопрос по поводу наличия у ПЛ манёвровых двигателей).
Обратите внимание на чрезвычайно низкий профиль субмарины, а также на командный отсек, перенесенный в переднюю часть прочного корпуса. Известно, что А-26 не имеет нормального перископа, ему на смену пришла технология “оптической мачты” (известная также, как «видео-перископ»). Таким образом, командиру теперь не надо расхаживать по всей субмарине. Принять решения об атаке он может прямо из командного отсека.
В настоящее время шведские кораблестроители хотят построить три варианта А-26.
А-26 Пелагический вариант
Самый маленький вариант подводной лодки, предназначенный для действия в прибрежных водах Балтики и Северного моря. Длина ПЛ равна 12 м., надводное водоизмещение находится в районе 1000 тонн. При скорости хода в 10 узлов дальность плавания малой субмарины равна 4000 морских миль (что обеспечивает длительность патрулирования равную 20 дням). Экипаж малой А-26 состоит из 17-26 человек.
А-26 Океанский вариант
Экспортная версия ПЛ, имеющая длину 65 м., с надводным водоизмещением в 2000 тонн. Дальность хода подводной лодки при скорости 10 узлов будет составлять 6500 морских миль (длительность патрулирования равна 30 дней). Экипаж подводной лодки должен состоять из 17-35 моряков.
А-26 Океанский вариант (большого радиуса действия).
Большая океанская версия А-26, предназначенная для действий в Северной Атлантике, имеющая длину 80м метров и надводное водоизмещение в 3000 тонн. Дальность хода подводной лодки при скорости 10 узлов будет составлять 10000 морских миль (длительность патрулирования - 50 дней). Экипаж подводной лодки должен состоять из 20-50 моряков. Этот вариант подводной лодки предназначается только для вооружения ВМФ Швеции (и Нидерландов, если последние войдут в проект). Этот вариант подводной лодки будет экипирован системой тихого хода GHOST (Genuine Holistic Stealth Tech).
ХАРАКТЕРИСТИКИ (А-26 Class Oceanic Version)
Водоизмещение: 1,930 т. (надводное)
Длина: 63 м.
Ширина: 6.4 м.
Энергетическая установка: Дизель-электрический двигатель Стирлинга
Движители: 1 семилопастный винт
Максимальная глубина погружения: 200 м
Боевой радиус действия: 6500 морских миль
Экипаж: 17-31 моряков и офицеров
Вооружение:
4х533мм торпедных аппарата или 4x400мм торпедных аппарата (21 или 16 торпед Тип62),
18 шахт для запусках крылатых ракет «Томагавк»
19.04.18
(c) Илья Садчиков