Гигант музыкального рынка Spotify недавно совершил исторический ход для всей музыкальной индустрии, выйдя на биржу. Акции компании стартовали со $165.90 - цена примерно 13 физических дисков или 130 песен в iTunes.
Когда CEO Даниэль Эк запустил Spotify в 2008 году, его бизнес-план шокировал индустрию. Доход от музыкального стриминга в США увеличился более чем в 11 раз – с $500 миллионов в 2010 году, до $5.7 миллиардов в 2017, а эксперты утверждают, что доход будет увеличиваться и далее. Бизнес-план Эка практически не претерпел изменений с момента его написания – оригинальная идея заключалась в том, что пользователи либо слушают рекламные вставки, либо оплачивают подписку и получают доступ ко всей музыке.
И вот чему можно научиться у Spotify после самого важного дня с момента основания компании:
1. Не бойтесь использовать нетрадиционный подход
Вместо традиционного первичного размещения акций, которое вовлекает больше посредников в виде инвестиционных банков и фондов, Spotify решили позволить уже существующим акционерам немедленно продать свои доли потенциальным покупателям. Это также позволило им обойти традиционный полугодичный запрет на перепродажу акций и получить моментальную прибыль.
Почему же компания пошла этим нетрадиционным путем? Большинство компаний привлекают инвестиции и используют IPO как способ взрывного роста, но «Spotify это не нужно – у них и так достаточно денег», - утверждает Мэттью Кеннеди, специалист по IPO в Renaissance Capital.
2. Отличайтесь от других и делайте иначе
Почти 377 миллиардов песен было проиграно в 2017 году, на 50% больше, чем в 2016, согласно отчету BuzzAngle Music. Будучи крупнейшим музыкальным сервисом в мире, Spotify, который идет бок о бок с конкурентами в виде Apple Music и Pandora, не является первым в своем роде сервисом (сервис Napster был запущен еще в 1999 году), но был изначально создан для того, чтобы перевернуть индустрию с ног на голову, благодаря доступности и новой модели монетизации.
Этот подход является отличным и для вашей собственной бизнес-идеи, а одним из ключевых моментов может стать поиск своей ниши и решение в ней главной проблемы. Netflix, например, изначально позволял людям арендовать и возвращать фильмы, а в итоге заработал и прославился на решении основной проблемы в своей отрасли.
«У Spotify всё идет по плану», – утверждает Дэвид Брили, глава STN Digital. Задумайтесь над проблемами в отрасли, в которой вы разбираетесь, а затем ищите для них решения. Как только у вас появится бизнес-план, начинайте прорабатывать идею более детально и объясняйте инвесторам, как и что она будет решать.
3. Превращайте противников в союзников
В 2014 году певица Тейлор Свифт удалила все свои песни из Spotify из-за конфликта, связанного с выплатами артистам. С тех пор прошло много времени, а сама певица вернула все свои песни и затем, в конце марта, сообщила, что её новый клип на песню «Dedicate» будет доступен эксклюзивно в Spotify. Превращение бизнес-врага в партнёра – совсем нечастый случай, но Spotify и Свифт удалось достичь взаимопонимания и даже подружиться.
Большинство отраслей не такие большие, как вы думаете, поэтому обходитесь со всеми, даже с оппонентами, с уважением, ведь вы никогда не знаете, что ждет вас в будущем и с кем вам однажды придется работать. Если же вы вступаете в конфликт с другой ключевой фигурой в вашей индустрии, держите в уме, что лучший способ расположить кого-то к себе – спросить его экспертного мнения. А если вас ожидает напряженный диалог, то проводите его лично.