Новоанглийский городок Салем, что в округе Эссекс, штат Массачусетс известен тем, что в 1692 году здесь проходила, наверно, самая знаменитая из дошедший до сегодняшнего дня охота на ведьм.
В результате процесса, длившегося с февраля 1692 по май 1693 года были арестованы от 150 до 200 человек, 30-ти из них был вынесен приговор, 19 были казнены, 1 раздавлен камнями, 4 человека умерло в тюрьме.
События тех дней до сих пор вызывают ряд противоречий и неоднозначных оценок.
Действительно ли обвиненные практиковали колдовство или это была лишь массовая истерия, вызванная социальными проблемами Новой Англии на тот момент времени?
Некоторые исследователи считают, что в те лихие 90-е годы 17 века, в Салеме, целью большого количества обвинений стояло стремление богатых граждан отобрать земли у бедных.
В те времена, в случае признания себя виновным в колдовстве и связях с дьяволом обвиняемого и его наследников лишали права владения их имуществом. А добиться таких признаний, как правило, не составляло труда, ибо когда тебе на грудь кладут большие камни и не убирают в течение долгого времени, поневоле признаешься в чем угодно.
Чаще всего, этими несчастными оказывались пожилые и одинокие женщины и простолюдины. Большая часть казненных в результате салемского процесса людей были именно такими.
Всё началось со странного поведения двух детей: девочек Элизабет Пэррис и Эбигейл Уильямс. Позже к ним присоединилась и 12-летняя Анны Путнам. Они начали издавать странные звуки, прятались, принимали необычные позы. Ещё девочки говорили, будто их кто-то колол иглами и ножами. Отец Элизабет, пастор Пэррис пытался помочь молитвами, но не помогло.
Тогда он пригласил местного доктора Уильяма Григгса. Конечно, медицина в то время была не то, что сейчас. И определить симптомы того или иного недуга у детей (может они симулируют!) доктор Григгс не сумел. Но он сделал вывод, что недуг у девочек мог быть вызван воздействием ведьмы. Основанием такого мнения послужила одна из книг некоего Коттона Мэзера, истинного пуританина и богослова, который описывал похожий случай.
И пошло поехало: аресты, страхи, пытки, тюрьма, казни. Только спустя полтора года всеобщей истерии в мае 1693 года процесс завершился, когда губернатор штата Массачусетс объявил о помиловании всех заключенных по салемскому процессу.
Но чем в действительности могло быть вызвано такое необычное поведение детей?
Девочки могли заболеть одной и форм энцефалита или отравиться спорыньей. Это грибок, образующийся на злаковых культурах: ржи, пшеницы и пр. Дети съели пораженный грибком хлеб и получили серьезные отравления, что и вызвало странное поведение. И действительно, отравление спорыньей в средние века было не редким, и вызывало серьезные повреждения психики.
Ещё одна версия – рассказы Титубы. Она была одной из обвинённых в Салеме женщин, служанка в доме, где жила Элизабет Пэррис. Девочки говорили, что Титуба много рассказывала им о колдовстве, духах и обрядах вуду. Подобные повествования о принесенных в жертву петухах, например, или о том, как вызвать духов из других миров, конечно, могли спровоцировать неадекватную психическую реакцию у детей, не способных в силу возраста здраво осознавать действительность.
Титуба была первой обвиняемой, затем под пресс всеобщей истерии охоты на ведьм попали почти 200 человек.
Кто-то из современников считает, что дети сами решили разыграть сценку со странным поведением, чтобы просто привлечь внимание родных. На тот момент в Новой Англии господствовала идеология пуритан. Эти ребята не очень жаловали проявление чувств и эмоций. Поэтому, вполне объяснимо, что дети, не получающие ласки и забот от взрослых, решили таким образом обратить на себя внимание.
Только детская игра зашла слишком далеко.
Так или иначе, это была печальная история, оставившая много тяжелых воспоминаний у жителей Новой Англии.
В 1702 году решение суда 10-летней давности было признано незаконным. Ещё спустя 9 всех обвиненных по салемскому делу восстановили в гражданских правах, а родственники жертв, пострадавших от судебного приговора, получили весомые денежные компенсации. В 1752 году деревню недалеко от города Салем, где, в основном, происходили все события конца 17 века, переименовали в Денверс. А в 1992 году был установлен мемориал жертвам салемской охоты на ведьм.
Вроде всё понято и забыто.
Но и по сей день споры вокруг ситуации 300-летней давности не утихают. Несмотря на весомые аргументы в пользу вполне объяснимых версий произошедшего в Салеме, есть сторонники гипотез о реальных ведьмах, колдовстве и культе дьявола в новоанглийских землях. Есть сведения, что в Салеме могли практиковать черную магию.
В 80-х годах 20 века в расположенном неподалеку лесу обнаружили огромный валун, именуемый «ведьмин камень». На нем были начертаны знаки, характерные для обрядов сатанизма. Но самое интересное то, что краска, которой нарисованы знаки, была изготовлена в конце 17 века. Некоторые полагают, что данный факт может свидетельствовать в пользу существования культа сатаны в Салеме и его окрестностях.
Зато данная версия хорошо послужила голливудским кинематографистам, которые охотно эксплуатируют тему с салемскими колдунами и ведьмами, снимая леденящие душу фильмы ужасов!
По некоторым данным, сегодня в городе Салем, штат Массачусетс проживает около 15 тысяч женщин, практикующих магию и колдовство.
В конечном итоге, данная история показала, насколько важно слушать разумные доводы и не делать преждевременных выводов. А ещё, как важен своевременный приход хорошего доктора, который использует в своей работе литературу научную, вместо религиозной.
Будьте здоровы и не забывайте подписываться на канал!