Найти тему
Основной аэродром

Gotha G.IV - стратегический бомбардировщик Первой мировой

Первая мировая война "подарила" миру понятие стратегических бомбардировок. Массовые налёты бомбардировщиков стали обычным делом. Если на первых порах лётчики или стрелки-наблюдатели вручную сбрасывали бомбы или гранаты на вражеские позиции, то со временем появились тяжёлые аэропланы, способные нести 500 килограмм бомбовой нагрузки. Обладая значительной дальностью полёта, они стали грозным оружием на фронтах Великой войны.

Оружейник готовит истребитель-бомбардировщик Halberstadt CL.II к вылету. Германия, 1918 год. Фото: National Archives
Оружейник готовит истребитель-бомбардировщик Halberstadt CL.II к вылету. Германия, 1918 год. Фото: National Archives

Кайзеровская Германия первой из воюющих стран начала применять массированные бомбардировки. Имея богатый опытом в дирижаблестроении, немцы первоначально сделали ставку именно на воздушные суда конструкции графа фон Цеппелина. После нескольких вылетов стало понятно, что дирижабли для этого не слишком пригодны - медленные и огромные, они были лёгкой целью для зениток и истребителей. Стало очевидно, что необходимо сконцентрироваться на использовании самолётов.

Сгоревший остов дирижабля Zeppelin L33, сбитого над Лондоном. 1916 год. Фото: flickr.com/people/39245032@N08
Сгоревший остов дирижабля Zeppelin L33, сбитого над Лондоном. 1916 год. Фото: flickr.com/people/39245032@N08

Осенью 1916 года Luftstreitkräfte (Имперские военно-воздушные силы Германии) заказывают авиационному заводу Gothaer Waggonfabrik партию из 35 тяжёлых бомбардировщиков. Новый самолёт получил обозначение Gotha G.IV и заказывался специально для операции "Тюркенкрейц" - массированных бомбардировок английских городов. При его разработке учитывался опыт предыдущего успешного бомбардировщика Gotha G.III.

Gotha G.III. 1916 год. Фото: книга O.Thetford, P.Gray - German Aircraft of the First World War
Gotha G.III. 1916 год. Фото: книга O.Thetford, P.Gray - German Aircraft of the First World War
Gotha G.IV. Фото: thomasgenth.de
Gotha G.IV. Фото: thomasgenth.de

"Четвёрка" практически полностью повторила конструкцию предшественника - двухмоторный биплан с толкающими винтами. Отличия заключались в использовании фанерной обшивки вместо полотняной и повышении защиты от истребителей противника. Для этого на Gotha G.IV был реализован специальный "туннель", который проходил от места стрелка в хвостовую часть самолёта и заканчивался вырезом. Это позволяло с одной позиции вести пулемётный огонь как при атаках сверху, так и по самолётам, атакующим бомбардировщик снизу. Два мотора Mercedes D.IVa позволяли новой машине развить скорость до 140 км/ч, и покрыть расстояние в 522 километра на высоте 6500 метров. G.IV брал на борт до 600 килограмм бомб на внешних подвесках и бомбовом отсеке.

Схема конструкции "туннеля" для ведения огня при атаках снизу. Фото: журнал "Popular Mechanics" 10/1917
Схема конструкции "туннеля" для ведения огня при атаках снизу. Фото: журнал "Popular Mechanics" 10/1917
Эскадрилья Gotha G.IV на лётном поле. 1917 год. Фото: thomasgenth.de
Эскадрилья Gotha G.IV на лётном поле. 1917 год. Фото: thomasgenth.de
Gotha G.IV в полёте. 1917 год. Фото: thomasgenth.de
Gotha G.IV в полёте. 1917 год. Фото: thomasgenth.de

25 мая 1917 года эскадрилья Gotha G.IV впервые совершила дневной налёт на Англию. А уже 13 июня под дневную бомбардировку впервые попал Лондон. До появления у британцев на вооружении истребителей Bristol F.2B и Sopwith Camel эскадры G.IV выполняли дневные налёты практически без потерь. После - сменили тактику и стали летать ночью, выполнив до июня 1918 года 22 рейда на Лондон и сбросив 85 тонн бомб. После окончания Первой мировой войны все Gotha G.IV уничтожили по условиям Версальского договора. Уцелел 1 экземпляр, который захватили Польские вооружённые силы в 1919 году. Его отремонтировали и в начале 1920-ых годов он летал в составе 21-ой истребительной эскадры польских ВВС.

Gotha G.IV в составе польских ВВС. 1920 год. Фото: flyingmachines.ru
Gotha G.IV в составе польских ВВС. 1920 год. Фото: flyingmachines.ru
Эскадрилья Gotha G.IV во время атаки на Лондон. Иллюстрация. Фото: oldgloryprints.com
Эскадрилья Gotha G.IV во время атаки на Лондон. Иллюстрация. Фото: oldgloryprints.com

Тяжёлый бомбардировщик Gotha G.IV заложил основы для последующих поколений самолётов этого типа. Особенно это коснулось вопроса защиты от истребителей - последующие бомбардировщики оснащались пулемётными турелями для обороны со всех сторон. А использование G.IV положило начало печальной тенденции дневных массированных налётов на тыловые города противника, которая продолжилась в годы Второй мировой войны. Что ж, развитие авиации часто идёт рядом с военными конфликтами...

Спасибо за внимание, дорогой читатель!

Ставь лайк, подписывайся на канал Основной аэродром и ты точно не пропустишь интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания?
Пиши на редакционную почту - main.aerodrome@gmail.com