Первая мировая война "подарила" миру понятие стратегических бомбардировок. Массовые налёты бомбардировщиков стали обычным делом. Если на первых порах лётчики или стрелки-наблюдатели вручную сбрасывали бомбы или гранаты на вражеские позиции, то со временем появились тяжёлые аэропланы, способные нести 500 килограмм бомбовой нагрузки. Обладая значительной дальностью полёта, они стали грозным оружием на фронтах Великой войны.
Кайзеровская Германия первой из воюющих стран начала применять массированные бомбардировки. Имея богатый опытом в дирижаблестроении, немцы первоначально сделали ставку именно на воздушные суда конструкции графа фон Цеппелина. После нескольких вылетов стало понятно, что дирижабли для этого не слишком пригодны - медленные и огромные, они были лёгкой целью для зениток и истребителей. Стало очевидно, что необходимо сконцентрироваться на использовании самолётов.
Осенью 1916 года Luftstreitkräfte (Имперские военно-воздушные силы Германии) заказывают авиационному заводу Gothaer Waggonfabrik партию из 35 тяжёлых бомбардировщиков. Новый самолёт получил обозначение Gotha G.IV и заказывался специально для операции "Тюркенкрейц" - массированных бомбардировок английских городов. При его разработке учитывался опыт предыдущего успешного бомбардировщика Gotha G.III.
"Четвёрка" практически полностью повторила конструкцию предшественника - двухмоторный биплан с толкающими винтами. Отличия заключались в использовании фанерной обшивки вместо полотняной и повышении защиты от истребителей противника. Для этого на Gotha G.IV был реализован специальный "туннель", который проходил от места стрелка в хвостовую часть самолёта и заканчивался вырезом. Это позволяло с одной позиции вести пулемётный огонь как при атаках сверху, так и по самолётам, атакующим бомбардировщик снизу. Два мотора Mercedes D.IVa позволяли новой машине развить скорость до 140 км/ч, и покрыть расстояние в 522 километра на высоте 6500 метров. G.IV брал на борт до 600 килограмм бомб на внешних подвесках и бомбовом отсеке.
25 мая 1917 года эскадрилья Gotha G.IV впервые совершила дневной налёт на Англию. А уже 13 июня под дневную бомбардировку впервые попал Лондон. До появления у британцев на вооружении истребителей Bristol F.2B и Sopwith Camel эскадры G.IV выполняли дневные налёты практически без потерь. После - сменили тактику и стали летать ночью, выполнив до июня 1918 года 22 рейда на Лондон и сбросив 85 тонн бомб. После окончания Первой мировой войны все Gotha G.IV уничтожили по условиям Версальского договора. Уцелел 1 экземпляр, который захватили Польские вооружённые силы в 1919 году. Его отремонтировали и в начале 1920-ых годов он летал в составе 21-ой истребительной эскадры польских ВВС.
Тяжёлый бомбардировщик Gotha G.IV заложил основы для последующих поколений самолётов этого типа. Особенно это коснулось вопроса защиты от истребителей - последующие бомбардировщики оснащались пулемётными турелями для обороны со всех сторон. А использование G.IV положило начало печальной тенденции дневных массированных налётов на тыловые города противника, которая продолжилась в годы Второй мировой войны. Что ж, развитие авиации часто идёт рядом с военными конфликтами...
Спасибо за внимание, дорогой читатель!
Ставь лайк, подписывайся на канал Основной аэродром и ты точно не пропустишь интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши на редакционную почту - main.aerodrome@gmail.com