Найти тему

Многострадальный Роскосмос прорвался на ближневосточный космический рынок

Отечественная космическая отрасль переживает непростые времена. Переходящие из 90-х производственные, технологические, организационные и финансовые проблемы привели к сокращению доли России на мировом рынке космических услуг до ничтожного 1%. Перспективы преодоления отставания от лидеров – США и Китая, выглядят призрачно, особенно в условиях западных санкций. Тем более обнадеживающей представляется достигнутая договоренность с ОАЭ о совместной работе в сфере освоения космического пространства.

Космонавт по-арабски – это «космический первопроходец»

В конце марта текущего года в ходе объявленного Космическим центром ОАЭ им. Мухаммада бин Рашида в декабре 2017 года конкурса на участие в программе подготовки космонавтов было подано 4022 заявки от эмиратских граждан в возрасте от 17 до 67 лет. Треть всех заявок, точнее – 34%, была подана представителями прекрасного пола. После изучения анкет по результатам собеседований и с учетом медицинских показателей отберут лишь 4 лучших кандидатов, которые начнут подготовку к полетам с 2019 года. Как ожидается, первый космонавт из ОАЭ сможет отправиться на МКС не ранее 2021 года, до этого все места на российских кораблях «Союз», доставляющих космонавтов на космическую станцию, будут заняты. Двухгодичный срок программы подготовки необходим, поскольку, в отличие от космических туристов, которых обычно готовят пол года, космонавты из ОАЭ станут полноценными участниками орбитального полета. На МКС они смогут проводить собственные эксперименты по программе Космического центра ОАЭ.

Договоренность о подготовке эмиратских Гагариных в Центре подготовки космонавтов Роскосмоса была достигнута еще в ноябре 2017 года. Стоимость контракта между Роскосмосом и Космическим центром ОАЭ на подготовку первых эмиратских космонавтов не разглашается. Однако известно, что космический турист, собирающийся провести на МКС примерно неделю, должен выложить за свою подготовку и полет около $30 млн. Программа сотрудничества между Россией и ОАЭ в сфере освоения космического пространства не ограничивается только пилотируемыми полетами. В 2018 году «Роскосмос» начнет обсуждение реализации ряда программ Объединенных Арабских Эмиратов по дистанционному зондированию Земли, высокоточной навигации и изучению космоса. Помимо этого, в рамках более тесной интеграции российских, казахских и эмиратских усилий по космической кооперации в марте с.г. было подписано предварительное соглашение между тремя странами об изучении возможного инвестирования в космодром «Байконур».

Амбиции и планы у ОАЭ обширны и многоплановы: создав 3,5 года назад первый на Ближнем Востоке Космический центр им. Мухаммада бин Рашида, в 2021 году Эмираты, помимо отправки при содействии России своего первого космонавта на орбитальную орбиту, хотят летом 2020 года запустить космический аппарат к Марсу. Он, как ожидается, сможет достичь поверхности Красной планеты в начале 2021 года. Кроме того, ОАЭ в настоящее время активно занимаются проектированием и производством собственных спутников и проводят разнообразные научные исследования околоземного пространства. Власти намерены превратить страну в мировой и региональный центр для оказания услуг в сфере космоса, и не только участвовать в его практическом освоении, но также готовить специалистов в области космических технологий в местных университетах.

Россия на мировом космическом рынке сегодня

Пока неясно, будет ли сотрудничество Роскосмоса с Эмиратами развиваться исключительно в плоскости межгосударственного сотрудничества в области космической деятельности или в нем будет преобладать коммерческая составляющая. Очевидно, что российская космическая корпорация предпочла бы максимально усилить именно коммерческое направление взаимодействия с новым состоятельным заказчиком, с учетом планируемого сокращения на 15-30%% государственного финансирования на Федеральную космическую программу (ФКП) на 2016-2025 годы, ФЦП «ГЛОНАСС» и ФЦП «Развитие космодромов России».

Помимо сокращения финансирования, российская космическая отрасль сталкивается с целым рядом других хронических проблем: технологическим отставанием от ведущих космических держав – США и Китая (неразвитостью элементной базы), текучестью квалифицированных кадров, низким уровнем платежеспособного спроса, бюрократической и управленческой неэффективностью, масштабной коррупцией и т.д. В совокупности все эти тянущиеся из 90-х годов проблемы привели к тому, что по состоянию на 2016 год доля России, по данным отчета ГК «Роскосмос» «Развитие мирового рынка космических продуктов и услуг в 2016 году», на мировом коммерческом космическом рынке составила всего 1% (pdf-версия Отчета доступна на портале ECORUSPACE). Доля РФ в мировых государственных расходах достигает всего 5%, а доля в общемировой выручке с учетом государственных и коммерческих сегментов – 2% По оценке курирующего космическую отрасль страны вице-премьера Дмитрия Рогозина, озвученной им на заседании коллегии Минпромторга в мае 2016 года, российская космическая отрасль отстает от американской в 9 раз. Российская орбитальная группировка составляет всего примерно 9,2% от мировой орбитальной группировки и занимает после США и Китая третье место в мире. При этом, руководство госкорпорации не видит никаких возможностей для улучшения ситуации. По его мнению, космическая отрасль на перспективу «способна только сохранять имеющиеся технологические наработки» и достижение ею доли глобального космического рынка свыше 1% не только маловероятно, но даже сократится до 0,9% в 2025 году. Объем рынка при этом вырастет с $247,4 млрд в 2016 году до $337 млрд в 2025 году.

Это сокращение будет неравномерным. Сегодня глобальный рынок космических услуг сегментирован по следующим направлениям: рынок спутниковых услуг, рынок производства космических аппаратов, рынок наземной аппаратуры и рынок услуг по выведению в космос. В некоторых подсегментах, как например, услуги операторов по дистанционному зондированию земли (ДЗЗ), услуги по запуску ракетоносителей коммерческими структурами, геостационарной спутниковой связи, операторов спутникового ТВ будет наблюдаться абсолютный прирост. Однако по традиционно сильному российскому направлению, которое всегда составляло гордость отечественной космонавтики – подготовке астронавтов, запуску и возвращению на Землю, на период с 2020 года до 2025 году запланирован нулевой результат. Справедливости ради стоит отметить, что отчет Роскосмоса составлялся до заключения соглашения с ОАЭ по подготовке и отправке на МКС эмиратских космонавтов. Хотя свои запланированные эксперименты арабские астронавты на станции будут выполнять, вероятно, на зарубежных модулях, поскольку собственного научного модуля у России – единственного из всех участников проекта - на МКС нет. Его безуспешно пытаются достроить уже в течение 15 лет.

Финансовые результаты Роскосмоса и санкции

На этом фоне очень странно звучат бодрые заявления главы госкорпорации Игоря Комарова, сделанные им в День космонавтики - 12 апреля 2018 года, в эфире телеканала "Россия 24" о том, что за 2017 год экспортная выручка Роскосмоса в 2017 году выросла до $1,9 млрд против $1,3 млрд в 2016 году. "Это показатель очень серьезный и солидный. И можно сказать — рекордный за все последние годы", — сказал Игорь Комаров. В официальном финансовом отчете ГК «Роскосмос» за 2016 год по статье «Выручка от международной космической деятельности» указаны лишь 25,2 млрд руб ($376 млн в пересчете на средневзвешенный курс доллара в 2016 году 67 руб за $1). В предшествующем 2015 году этот показатель составлял всего 1,1 млрд руб ($1,8 млн при курсе 60,1 руб за $1).

Возможно, несоответствие публично озвучиваемых финансовых результатов деятельности госкорпорации отчетным – результат постоянно ведущихся корректировок расчетов в связи с реорганизацией отрасли, идущей с 2015 года. Возможно также, что это – показатель дохода по управленческой отчетности, которая может отличаться от бухгалтерской. Из 81 компании, составляющих космическую промышленность России, реорганизованная в 2015 году из Федерального космического агентства ГК «Роскосмос» является собственником акций и долей 38 компаний и управляет пакетами ценных бумаг еще 11 компаний, принадлежащих государству. А также управляет акциями 7 компаний, принадлежащих ОАО «ОРКК», АО Российские космические системы», АО «ГРЦ Макеева», АО «ИСС» и ПАО «РКК «Энергия».

Новым фактором, который серьезно препятствует переводу ракетно-космической отрасли на рыночные рельсы и увеличению экспортной выручки, помимо внутренних производственно-технологических и иных проблем, стали санкции США, введенные против некоторых предприятий отрасти еще в 2014 году. Хотя NASA и заявляло неоднократно, что российско-американское сотрудничество в космосе будет продолжено, запрет на поставку для нужд отечественной ракетно-космической промышленности комплектующих высшей категории качества уже отразился на производстве многих спутников. Это привело к необходимости корректировать многие космические программы, включая лунную. Отечественные спутники связи пришлось переориентировать на местное производство комплектующих или использовать в них детали, тем или иным образом приобретенные в других странах. Еще после первой санкционной волны из-за крымских событий замглавы ОРКК Денис Кравченко говорил, что западные санкции затрудняют работу Роскосмоса в Европе. «Мы чувствуем санкции на себе. Ряд рынков для нас ограничен. Это требует переориентации на другие рынки, другие регионы», - отмечал он. В этой связи прорыв Роскосмоса на ближневосточный космический рынок представляется если не поводом для большого оптимизма, то надеждой во всяком случае.

Не забывайте подписываться на канал "Ближневосточная аналитика", ставить лайки к выложенным материалам и рекомендовать их друзьям и знакомым.