Рецензия на военную драму "Александра". Режиссёр: Александр Сокуров
Александра Николаевна, соскучившись по своему внуку, офицеру российской армии, отправляется в его часть, расположенную рядом с Грозным.
Весь фильм - физиологическая зарисовка Чеченской войны. Три дня пребывания Александры Николаевны в исполнении Галины Вишневской, величественной, царственной, подобной самой Родине-Матери, в военной части близ Грозного - это три дня в ином мире, мире маскулинном, чужом.
Она словно попадает в иное измерение. И путешествуя по этому миру, миру душному, где в воздухе всё ещё теплится чувство войны, Александра Николаевна, альтер эго режиссёра, исследует этот мир и задаёт вопросы, пытаясь найти ответы. Но чаще - лишь тишина.
Фильм позволяет зрителю словно самому почувствовать этот мир: через шум, жару, выраженную в определённой приглушённой цветовой гамме, акценте на касаниях каждый словно телесно, тактильно ощущает видимое на экране. И этот быт, простая жизнь солдат и местных жителей, становится ощутимым, и через это ощущается сама война, отгремевшая, но ещё живущая в каждом.
Александра Николаевна - это словно сама родина, мать каждого, кто там находится. Для солдат в её лице - та бабушка, к которой каждый из них ездил в деревню: она также раздаёт пирожки, справляется о здоровье, о жизни, даёт советы и высказывает укоры. Каждый солдат видит в ней своё детство, свой дом, тепло и простоту. Александра - словно ожившее воспоминание, и каждый из солдат, касаясь к ней, случайно, намеренно, словно касается к своему детству. Для Александры же каждый солдат - ребёнок, такой же, как её внук, которому она приехала.
"Александра" - картина простая (три дня, словно похожие на видение, случайность), и через эту простоту режиссёр стремится не только высказать своё мнение о конфликте, но и создать тихий социально-политический, пацифистский лозунг, что впрочем получается довольно патетично.