Найти в Дзене

Банк ВТБ. Кризис управления.

На фоне повышенного внимания к ВТБ и его сделке с Vivacom после решения лондонского суда и направления депутатских запросов «Единой России» в МВД, Банк России и Счетную палату стало очевидным, что ситуация вышла из под контроля руководства банка. С одной стороны, с точки зрения ведомств - адресатов запросов, риски утаивания шила в мешке растут с каждым днем, и они опасаются спускать дело на тормозах, как это было раньше. С другой, Соловьев показал, что он не способен смотреть на ситуацию взвешенно и при необходимости урезонивать своих инвестбанкиров, когда ослепленные жаждой личной наживы они готовых ради нее подставить банк. Впрочем, это далеко не первый такой случай.

Уже понятно, что изначальный план банкиров – слить самим себе залог в три раза дешевле рынка с последующей быстрой перепродажей реальному стороннему покупателю, но уже по рынку – не оправдался. Минуло почти два с половиной года с окончания аукциона (ноябрь 2015 г.). Актив отравлен, и в нынешнем его виде стратегическому инвестору он не интересен. Его можно доить, чем и занимается высадившаяся команда, но есть жесткие ковенанты по облигациям Vivacom, ограничивающие креатив банкиров. ВТБ выдал аффилированному с собой и менеджерами кредит в 240 млн евро (не считая тех денег, которыми банк оплачивал свою долю в покупателе, и другие кредиты), который без продажи компании погасить нельзя, а возможности его продления даже у Костина не безграничны. Кроме того, ВТБ нужно рефинансировать долг по облигациям Vivacom (400 млн евро), срок погашения которых истекает в ноябре 2018 г., ведь в конечном счете именно стоимостью Vivacom обеспечен новый кредит. В идеале, ВТБ нужно рефинансировать и свой 240-млн кредит. Для банкиров, разрабатывающих и реализующих свой план в 2014-2015 гг., 2018 год казался таким далеким, но будущее для вчера стало настоящим для сегодня. В отчаянии банкиры ВТБ не придумали ничего лучше, кроме как вновь заставить ВТБ поучаствовать в рефинансировании и выдать новый кредит в сумме 100 млн. евро, в этот раз через VTB Bank (Deutschland) AG. (В Торговый реестр Болгарии подан на регистрацию договор залога, из которого видно, какие новые кредиты он призван обеспечить и среди кредиторов фигурирует VTB Bank (Deutschland) AG с суммой 100 млн евро (см. документ)). Для организации этого рефинансирования ВТБ привлек Citibank, который при подписании документов настоял на целой горе отлагательных условий. Но на фоне расследования английских правоохранителей IPO En+ и осознав, наконец, куда именно ему предложили вписаться, Citibankне желает выдавать деньги.

В идеальном мире, банкиры ВТБ хотели бы, рефинансировав кредит чужими деньгами и очистив актив, продать его реальному покупателю, оставив Косарева с его иском против банка. В реальности же противоположные интересы истцов и ответчиков, и вместе с ними сам актив сплелись в гордиев узел, который некому разрубить. Нужно понимать, что руководство ВТБ Капитал сами сделали себя заложниками политически. Они уже произнесли много заявлений в самых разных кабинетах о том, что ситуация полностью находится под их контролем и претензии истца безосновательны. Теперь у них просто нет никакой возможности закрыть спор с Косаревым досрочно, - только в результате полной безоговорочной победой в суде, и они это понимают. Иными словами, ситуацией управляют уже не в банке, а наоборот, ситуация управляет банком. Поэтому цена вопроса в битве за Vivacomдля высшего руководства ВТБ Капитал составляет гораздо больше, чем размер убытков, взыскиваемых Косаревым.

Кризис управления в ВТБ наглядно показала и новость о выходе Дмитрия Олюнина первым заместителем предправления ВТБ. Об этом написали все основные СМИ и сайт Росбанка, и лишь сайт ВТБ остался безучастным.