Первые шаги в искусстве даются проще, когда тебе помогает уже состоявшийся художник и опытный преподаватель. Такой, который научит не только писать, но и видеть. Который не зажмет индивидуальный талант в академических ежовых рукавицах, но и не отправит в вольное плаванье под флагом “я-художник-я-так-вижу”.
Вероника Викторовна Юркова – замечательный преподаватель и художник, настоящий профессионал своего дела, который подходит к своей работе с душой. А душа в творческой сфере – самое главное!
Екатерина: О какой профессии Вы мечтали в детстве?
Вероника: О профессии художника! Я мечтала о ней с самого раннего детства, и другой профессии даже не представляла себе!
Екатерина: Что больше всего нравится в работе?
Вероника: Наверное, то, что у меня есть возможность порисовать! (Смеется).
Екатерина: В какой момент Вы решили заниматься преподаванием?
Вероника: Должна признаться, что когда мы учились в педагогическом вузе, я думала, что преподавание – это так, как-то между делом, а я – настоящий художник, но если будет возможность преподавать, то я охотно возьмусь. Не могу сказать, что я это дело не любила, но в школу как-то нас привели на практику, и от всего увиденного у меня волосы встали дыбом! Я перепугалась до смерти и поняла, что такое количество детей я не смогу вести. Я считаю, что не имеет смысла говорить, если тебя не готовы слушать. И заинтересовывать детей можно только если начинаешь писать, вообще от них отвернувшись, погрузившись в свою работу – вот тогда им становится интересно. Это что касается детей. Не знаю насчет взрослых, у них по-разному. А дети – им никогда не докажешь, что это надо, что это интересно. “Послушайте, как один художник…” – какие-то такие примеры им не годятся. Надо отворачиваться от них, вообще даже прятаться и писать свое. Тогда им будет интересно, они начнут даже у тебя что-то спрашивать и пытаться за тобой что-то повторять. Поэтому образовательная школа в этом смысле трудновата для педагога, особенно для педагога по изобразительному искусству. Не знаю, как у других учителей… Но как правило, в школе педагог этот в самом хвосте по популярности.
Екатерина: Какие еще есть отличия в преподавании взрослым и детям?
Вероника: В том-то и дело, что детям сперва надо доказать, что это интересно, и на это тратишь гораздо больше времени. И долго удерживать их внимание очень тяжело. Из детей только те, кто чувствуют, что это их призвание – только те и приходят потом, в дальнейшем, к искусству живописи или графики. А взрослый человек – он уже ответственный, и он понимает: “Я могу потратить свое время на хобби или на то, в чем я буду получать какое-то развитие”.
Екатерина: Как у Вас появилась идея открыть именно свою студию – Дом ИЗО? Трудно ли было начинать?
Вероника: Только немножко трудно, не могу сказать, что так уж прям трудно. Я всегда думаю, что если уж один человек сделает, то и другой сделает. У меня друзья были, которые пытались открывать студию. Кто-то удержался, кто-то нет. И я решила попробовать. Наверное, это из-за 90-х, из-за того, что у учителей была очень маленькая зарплата в школах, и смысла не было туда идти. Это и подтолкнуло меня к тому, чтобы открыть свою изостудию.
Екатерина: Как Вы думаете, насколько сильно влияет талант человека? То есть, можно ли научить хорошо рисовать и писать человека, у которого вообще нет к этому склонностей? Или таких нет, и все талантливы в какой-то мере? Или, может быть, вообще нет такой вещи как талант, это просто работа, работа, работа?
Вероника: Талант обязательно есть. Должна сказать, что бесталанных людей можно научить, если пораньше за это взяться – с детства. Если в детстве все-таки у человека было много раскрасок, хороших книжек с картинками, которые дети рассматривали со взрослыми или самостоятельно, – обязательно этот человек научится рисовать. Те, которые не научились… У меня таких еще не было! Все-таки бывает, кому-то труднее это дается, кто мало рисовал в детстве – у тех мелкая моторика, видимо, не так хорошо развилась, и в дальнейшем посложней пришлось. Есть разница между людьми. А вот что касается таланта… Наверное, всё-таки, это от Бога. И, конечно, никто не отменял способность трудиться, и трудиться много. И лениться, как и в любом деле, нельзя, особенно талантливому человеку.
Екатерина: Недавно я брала интервью у художника Арсения Гусаковского. Он говорил, что настоящий художник должен работать часов по четырнадцать в день. Как считаете Вы?
Вероника: Вообще я считаю так. Чтобы стать профессионалом, чем больше времени ты будешь тратить, тем лучше. Как на любой работе: обычный трудовой 9-10-часовой рабочий день – это хорошо. Но художник после работы продолжает мыслить, как художник. У него и видение-то другое. Поэтому у него рабочий график какой-то нечеткий. Как только он глаза закрывает, тогда и заканчивает работать. И то, сны, наверное, видит, они красочные достаточно, образные. Просто действительно, чтобы продвинуться, и чтобы в профессию погрузиться по самую макушку, надо заниматься этим очень много. Очень. Лучше всё свое время рабочее и даже нерабочее. Тогда будет какой-то результат.
Екатерина: Сейчас вообще довольно сложно живется художникам. В том плане, что сейчас маленький спрос на всё это.
Вероника: Да. Насчет того, как художники выживают – этого я вообще не представляю себе. Потому что все друзья-художники, которые у меня были, – процентов десять из них занимаются своим ремеслом: кто-то в театре, кто-то на телевидении, кто-то также в изостудии. А остальные нашли себе другие профессии. Но вообще во многих профессиях требуется умение рисовать, вкус хороший, знание истории искусств. Поэтому это помогает в развитии тебя как профессионала и человека.
Екатерина: В дизайн, наверное, многие тоже уходят?
Вероника: У меня почему-то нет таких знакомых в большом количестве. Но вообще сейчас дизайн, особенно веб-дизайн, хорошо двигается вперед. Зарабатывать там можно, и в то же время – искусством заниматься. Наверное, за ним будущее.
Екатерина: На какие эталоны, если можно так сказать, стоит равняться начинающему художнику в плане других мастеров? И вообще нужно ли на кого-то равняться?
Вероника: Я бы сказала, что не “равняться” на кого-то – это глупо, потому что ты сам из себя еще мало что представляешь. И любой художник имеет за плечами что-то увиденное, всё равно, где: в иллюстрациях ли, в книгах, в мультфильме, или просто в фильме, в галерее. Это всё то, что создано до него. То есть, мы не приходим в этот мир, начиная свой язык придумывать, мы учим сперва тот язык, на котором говорят все. Также, мне кажется, и в искусстве: надо прийти и понять, в каком мире искусство существует, что это за мир. А дальше: этот стиль – нравится, это направление – чудесное, этот художник – гениален, этот мне нравится, этот нет. Во всем этом поплавать, повариться, пощупать, понять: а что же ближе всего тебе? И тогда уже, опираясь на эти знания, на эту базу, ты уже можешь что-то заявлять сам, самостоятельно.
Екатерина: Расскажите еще про саму школу, про Ваш стиль преподавания. Как проходят уроки?
Вероника: Я стараюсь не оскорблять придирками, а понять, на что человек способен, чтобы подстроиться немножко под него. Я иду сперва за ним. Потом уже начинаю “диктовать” то, что считаю нужным, и то это не всегда “проканывает”. (Смеется). Потому что некоторые очень сильно упираются и хотят что-то свое, делают по-своему, по-своему всё объясняют, мои слова перефразируют, по-своему пониманию задачи. Когда этот конфликт и притирки уже позади – тогда уже легче человека вести за собой. И в то же время, не хочется свой вкус навязывать остальным людям. Потому что мне хочется, чтобы каждый свой путь максимально самостоятельно прошел. Я только говорю, как хорошо, как надо, но не настаиваю.
Екатерина: Многие люди не хотят начинать с академических азов, не хотят рисовать куб, линии – то, с чего все обычно начинают, потому что это многим кажется монотонным, нудным. И при этом говорят, что они просто идут своим путем, поэтому пропускают этот этап. Это действительно свой путь или просто проявление лени?
Вероника: В большинстве случаев именно так – проявление лени, нежелание себя преодолевать, преодолевать трудности. Это трудный материал, некоторые думают, что этот участок можно проскочить и особо не напрягаться. Но если всё-таки человек продолжает очень много рисовать, он рано или поздно к этому приходит или как-то счастливо минует. У Марка Шагала была большая проблема с этим: он пришел в училище или школу, будучи уже хорошим художником, уже очень много рисовал. И его даже раздражало то, как ему преподавали, он сбегал из этих школ и недолго учился академическому рисунку. Потом рано или поздно его собственный опыт подвел его к этим знаниям, просто он ими практически не пользовался, рисовал так, как ему хотелось. Наверное всё-таки в какой-то степени он и прославил свой стиль именно “неакадемизмом”.
Екатерина: Можете дать какой-нибудь совет начинающим художникам?
Вероника: Во-первых, ничего не бояться. Пытаться, не стесняться. Показывать лучше пока не друзьям – друзья, которые не умеют рисовать, придут в восторг, а те, кто умеют, скажут: “Ну вот, еще один художник завелся”. (Смеется). Надо, наверное, показать человеку, который подтолкнет в том случае, если увидит задатки. Профессионалу: или педагогу, или художнику. Он скажет: “О! Да тут что-то есть интересненькое! Давай-давай, двигайся!”
Екатерина: Спасибо! Успехов Вам!
Вероника: Пожалуйста, и Вам тоже!
Дом Изо:
+7 (915) 255-43-78
Адрес: ул.Тверская дом 6, строение 6. Метро «Охотный ряд», «Театральная», «Площадь революции», «Тверская», «Пушкинская», «Чеховская».
Работы учеников Вероники Викторовны:
Больше статей об искусстве ищите в блоге PaintingRussia.
Не забывайте лайкать записи и подписываться на канал, чтобы я знала, что пишу не в стол ;)