Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА

ИЗ ИСТОРИИ ЗАСЕЛЕНИЯ КАЗАКОВ КУБАНИ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ФОЛЬКЛОРЕ - ЧАСТЬ 3

5 октября 1791 года неожиданно умирает влиятельный покровитель и защитник интересов черноморцев - князь Г. А. Потемкин-Таврический. Царского указа, закреплявшего принадлежность пожалованных им земель за черноморцами, издано не было, а потому возникла угроза, что в любой момент земли черноморцев могут быть у войска отобраны. Положение казаков на новых землях становилось неопределенным. Опасения казаков вскоре подтвердились. Указом Екатерины II от 20 февраля 1792 года завоеванные Россией у Османской империи земли между реками Бугом и Днестром и пожалованные Черноморскому войску присоединились к Екатеринославской губернии. Офицерам русской армии, участникам последней русско-турецкой войны на этой территории стали жаловать земельные наделы и выдавать в Петербурге соответствующие документы. Но об этом черноморцы узнали только 14 апреля 1792 года.

В феврале 1792 года казаки собрали войсковой круг и решили отправить в Петербург к императрице Екатерине II делегацию Черноморского войска во главе с войсковым судьей А. А. Головатым. Имя Антона Андреевича Головатого (1732-1797) встречается во многих исторических документах, в произведениях художественной литературы, в песенном фольклоре Украины и Кубани. Личность его весьма примечательна в казачьих кругах того времени. Сын богатого украинского помещика, он получил разносторонне европейское образование, владел несколькими иностранными языками. Природа наградила его отменным музыкальным слухом, приятным голосом, любовью к пению, наклонностью к сочинению стихов и песен.

Отправляя Головатого в Петербург, войсковой атаман Захарий Алексеевич Чепига просил проявить в столице как можно больше дипломатической хитрости, казачьей смекалки. Стараясь привлечь внимание придворной знати к бедственному положению казаков, Чепига сочиняет песню о горькой судьбе черноморцев и поет ее в гостиных екатерининских вельмож: Ой, Боже наш! Боже милостивый! / Вродилисъ ми в cвiтi нещасливi... В песне поется о том, что казаки храбро сражались с турками, «а тепер зостались бoci и голi», и что за верную службу нужно дать им Тамань.

Желая добиться определения своего положения, запорожцы собирались просить Екатерину II об отводе Черноморскому войску свободных земель «на Тамани с окрестностями», пожалованных черноморцам князем Г. А. Потемкиным-Таврическим, а также о выдаче императрицей войску документа на владение этими землями и о переселении туда всего войска. 1 апреля 1792 года делегация черноморцев была представлена Екатерине II и подала ей записку «о нуждах войска». 30 июня 1792 года императрицей Екатериной II был подписан указ Сенату «О пожаловании Черноморскому войску острова Фанагории с землями между Кубанью и Азовским морем лежащими» и особую «Жалованную грамоту» Черноморскому войску на кубанские земли. Жалованная грамота вместе с другими регалиями Кубанского казачьего войска в 1920 году была вывезена за границу. Возвращенная в Россию из США в 2007 году, в настоящее время она находится в Краснодарском краевом историко-археологическом музее-заповеднике им. Е. Д. Фелицына. Это историческое событие отражено в песне «А в 1791 роци»:

А в тысяча симсот дэвяносто першому poцu
Ой, прыйшов указ вид нашой Царыци
3 Пэтэрбурга города.
А шо пан Чепига щей пан Головатый
Забрав свое вийско, вийско Запорожсъкэ,
Тай подвынув на Кубань-мать.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

ГРУППА "ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА" В ВКОНТАКТЕ