Опубликовано в ПРОВЭД 02.04.2018 под заголовком "Экспорт образования: какие у нас перспективы"?
Ситуация на глобальном рынке образовательных услуг в последние годы характеризуется ростом конкуренции между крупнейшими традиционными игроками и новыми центрами, постепенно отвоевывающими у них все большую рыночную долю. На государственном уровне Россия заявила о своих претензиях на организованный выход на мировой образовательный рынок лишь в прошлом году. У нашей страны имеются конкурентные преимущества, которые могут позволить ей занять собственную нишу в этом секторе.
Динамика образования в России и госпрограмма поддержки его экспорта
Ухудшение демографической ситуации в современной России привело к сокращению численности учащихся и студентов в образовательных учреждениях страны. По данным Росстата, в последние годы динамика численности обучающихся в образовательных организациях высшего образования была нисходящей: число студентов ВУЗов за 6 лет снизилось на 2,6 млн. человек, с 7 млн. в 2010 году до 4,4 млн. в 2016 году. Одновременно за десятилетие, с 2005 по 2014 год, в 4,1 раза выросли государственные расходы в пересчете на один год обучения при общем сокращении госрасходов на образование по отношению к ВВП. Эти негативные процессы сопровождались все большей коммерциализацией отечественного образования: относительным сокращением количества бюджетных мест в ВУЗах и ростом стоимости обучения как в государственных, так и негосударственных высших учетных заведениях на фоне сокращения числа образовательных учреждений.
Согласно исследованию международного информационного агентства East-West Digital News, общий объем рынка образовательных услуг в России в 2016 году составлял 1,8 трлн рублей. К 2021 году этот рынок, как ожидается, сможет вырасти до 2 трлн рублей. Рост статистических и стоимостных показателей российского образовательного рынка будет происходить, прежде всего, за счет дальнейшего повышения стоимости обучения, расширения сегмента образовательных онлайн курсов и, как полагают чиновники из Министерства образования – экспонентного прироста экспорта образовательных услуг.
Разработанная в мае 2017 года государственная приоритетная программа «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» предусматривает увеличение численности контингента иностранных учащихся высших образовательных учреждений РФ с 220 тыс. в 2017 году до 710 тыс. в 2025 году. Количество иностранных слушателей онлайн-курсов (в том числе на русском языке), предлагаемых российскими образовательными организациями, за эти 8 лет должно вырасти с 1 млн. до 3,5 млн. За счет федеральных инвестиций в размере около 5 млрд. руб. в продвижение российского образования на зарубежных рынках разработчики госпрограммы рассчитывают, что с 2017 по 2025 годы экспорт образовательных услуг из РФ вырастет с 70 млрд. руб. до 373 млрд. руб. Т.е. доля экспорта на российском рынке образовательных услуг может достичь около 20%.
Эта процентная доля – разумное соотношение, вполне согласующееся с международными показателями распределения между экспортом и внутринациональным предложением. Повлиять на него может только целенаправленная работа по продвижению отечественного образования в отсутствие форс-мажорных обстоятельств. Зафиксированный в программе комплекс мер по поддержке экспорта образовательных услуг разнопланова и комплексна. Он распадается на 4 основных направления: 1) совершенствование и развитие нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы приема, обучения и выпуска иностранных граждан, процедуры их въезда, выезда и пребывания, трудоустройства и стажировок на время обучения на территории России; 2) повышение привлекательности национальных образовательных программ для иностранных граждан в российских образовательных организациях и научных центрах; 3) создание благоприятных условий для пребывания иностранных граждан в период их обучения на территории РФ и 4) продвижение "бренда" российского образования на международном образовательном рынке. Реализовывать эти мероприятия на практике должен консорциум из 39 ведущих ВУЗов РФ, созданный в сентябре 2017 года во главе с Российским университетом дружбы народов.
Обучение за рубежом: почему Россия?
Сегодня количество иностранных студентов в мире составляет около 5 млн человек. К 2025 г., как ожидается, этот рынок вырастет до 7,2 - 9 млн. чел. Традиционными лидерами на глобальном рынке образовательных услуг являются развитые страны Запада — США, Великобритания, Франция, Германия, Австралия. Однако в последние годы наблюдается сокращение их рыночной доли. Это связано, в первую очередь, с выходом на образовательный рынок новых стран и активизацией их деятельности по привлечению иностранных студентов. Если в 2000 г. совокупная доля ведущих 5-и стран составляла 66,7% глобального рынка образовательных услуг, то в 2012 г. на них приходилось уже 45,5%. Новые игроки постепенно отвоевывают позиции у традиционных образовательных центров. Например, Южная Коря сумела увеличить свою долю числа иностранных студентов с 0,2% в 2000 году до 1,3% в 2012 году. Активно работают на рынке образовательных услуг ОАЭ, Китай, Сингапур, Бразилия, ЮАР и другие страны. Россия также смогла расширить свое присутствие в этом сегменте. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 2016 г. доля России на международном рынке образовательных услуг составляла около 7%. Это 6-е место после США, Великобритании, Китая, Франции, Австралии. По количеству же иностранных студентов Россия, по данным ЮНЕСКО, занимает 5-е место в мире. И это – не предел. Согласно данным Отчета о глобальной конкурентоспособности МЭФ, позиции России по показателю развития высшего образования неуклонно улучшаются: в 2017-2018 годы наша страна заняла 32 место в данном рейтинге, при том, что в 2009/10 гг. она находилась на 51-м месте.
Вопреки обиходным представлениям, невысокие позиции РФ в глобальных университетских рейтингах, как-то: Shanghai, THE, US News, QS, Leiden, не оказывают определяющего влияния на выбор иностранными студентами России в качестве страны обучения. Основными факторами, влияющими на решение о выборе того или иного национального учебного заведения по соотношению цена/качество являются (в порядке убывания): стоимость образования; качество и уровень образования; стоимость проживания; популярность страны и лишь в последнюю очередь – глобальный рейтинг ВУЗа.
Как явствует из отчета Росстата «Россия в цифрах» за 2017 год, численность иностранных студентов в ВУЗах нашей страны на очной и заочной формах обучения в государственном и частном секторах выросло с 58 992 чел. в 2000 году до 244 597 чел. в 2015-2016 учебном году. Удельный вес всех иностранных студентов в общей численности студентов увеличился с 1,4 в 2000 году до 7% в 2016 году. Основная масса иностранных студентов в России – из стран бывшего СССР – 63%. Позиции высшего российского образования укрепляются, прежде всего, на азиатском рынке. В 2016 году в российских ВУЗах обучались 12 тысяч студентов из Китая, это на 10% выше показателя предшествующего года. На 20% выросло число студентов из Индии – в прошлом учебном году в ВУЗах России проходили обучение 5,3 тысячи человек. Третье место после студентов из стран СНГ и Азии в общей численности обучающихся в нашей стране занимают студенты из арабских государств. В 2015-2016 году образование в российских вузах получали около 11 тысяч человек, имеющих гражданство африканских государств. Число студентов из Европы по сравнению с 2014-2015 учебным годом увеличилось на 40%, до 2,5 тысяч человек в 2015-2016 учебном году. Наиболее востребованными специальностями у иностранных студентов являются медицина, юриспруденция, стоматология, международные отношения, филология, строительство, нефтегазовое дело, фармацевтика, лингвистика.
Сдерживающим фактором, существенно влияющим на выбор иностранными студентами России в качестве страны обучения, является языковой. Предложение англоязычных образовательных программ и курсов в отечественных учебных заведениях недостаточно. Русским же языком не владеет подавляющее большинство иностранцев, желающих продолжить образование в ВУЗах России. Однако, в этой части отечественная система подготовки иностранных студентов имеет длительную и крепкую традицию. Все иностранцы, поступающие в российские ВУЗы в обязательном порядке тратят один год на изучение русского языка на подготовительных отделениях. Стоимость обучения на подфаках в разных ВУЗах различна, но вполне умерена, а в некоторых случаях иностранцы могут быть полностью освобождены от нее. Этап подготовительного обучения удобен как для самих студентов, так и для преподавателей, имеющих возможность еще до начала основного образовательного курса оценить способности и потенциал будущих студентов.
При всей незначительности стоимостных показателей экспорта российских образовательных услуг (данный показатель не фигурирует ни в статистике ЦБ, ни в оценках международных торговых институтов), эта сфера деятельности остается одной из немногих, где для международного расширения у нашей страны есть неплохие перспективы. Образование относится к категории неосязаемых активов или «мягкой силе», вес которой в современном мире едва ли не больше, чем товарного экспорта.