Найти в Дзене
ВЕСТИ

Земля в иллюминаторе: как живется на орбите

Сегодня в космосе трудятся герои РФ Олег Артемьев и Антон Шкаплеров. 8 августа 2018 года представители нашей страны выйдут в открытый космос. Читайте интервью с космонавтом-испытателем Олегом Аремьевым, в котором он рассказывает о жизни на орбите.

Фото: Роскосмос/Олег Артемьев
Фото: Роскосмос/Олег Артемьев

— Зачем люди летают в космос и тратят деньги на содержание МКС?

— Мы летаем в космос уже 55 лет, а другой такой планеты, как Земля, отыскать не можем. Из космоса она выглядит как живое существо. Нам надо найти другие планеты, которые помогут снизить нагрузку на земной шар. Хорошо бы вынести туда вредные производства и установить наблюдательные пункты, чтобы вовремя заметить космические тела, представляющие опасность для человечества.

Крупный астероид может уничтожить жизнь на всех материках. Не говоря уже о современном оружии. Из космоса просматриваются все конфликты на нашей планете. Я находился на орбите в 2014 году во время накала событий на Украине. Грустно было смотреть на залпы и бомбардировки, взрывы от попаданий ракет «Точка У».

Конечно, космонавтика — дело дорогое. Если бы люди закончили воевать, то уже давно полетели на Марс и на Венеру. Сейчас мы не всегда понимаем друг друга с Америкой, Европой, Японией. Международная космическая станция — это единственный мирный проект, который существует между нашими странами. Мы трудимся, не оглядываясь на политику, как во времена советско-американского проекта «Союз-Аполлон».

Космонавт Олег Артемьев. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru
Космонавт Олег Артемьев. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

— Как вы попали в отряд космонавтов, что пережили во время взлета?

— Сейчас у нас в отряде 38 действующих космонавтов. А всего в нашей стране было выдано 220 дипломов, но слетало в космос только 120 человек. Остальным не удалось попасть в полет по разным причинам. Мой номер 118.

В 2000 году я написал заявление, прошел медкомиссию, сдал экзамены и попал в отряд космонавтов набора 2003 года. Учился, тренировался, сдавал экзамены. Подготовка длилась 11 лет. С марта по сентябрь 2014 года в течение 169 суток я находился в космосе.

Фото: Роскосмос/Олег Артемьев
Фото: Роскосмос/Олег Артемьев

— Существуют ли у космонавтов свои особые традиции?

— Традиции космонавтов в основном перешли из авиации. Нельзя говорить «последний», надо говорить — «крайний». Нельзя фотографироваться на фоне ракеты. Перед полетом следует посмотреть фильм «Белое солнце пустыни», сходить в баню и посадить деревья на Байконуре. Когда космонавт ступает на трап корабля, заместитель генерального конструктора дает ему ощутимый пинок. Где-то через три недели после приземления в Звездном городке устраивается торжественная встреча. Мы возлагаем цветы к памятнику Гагарину, а потом весь состав Центра в сопровождении жителей идет в Дом космонавтов. Там мы докладываем о проделанной работе и принимаем поздравления от различных делегаций.

Фото: Роскосмос/Олег Артемьев
Фото: Роскосмос/Олег Артемьев

— Что испытывает космонавт в первые дни пребывания в космосе?

— Представить, как проходит адаптация, можно и на земле. Надо лечь на скамейку, у которой сильно опущена одна сторона, и положить на тот конец голову. К голове приливает кровь, раздуваются щеки, распухает лицо. В таком состоянии проходят первые дни, а потом организм привыкает.

Фото: Роскосмос/Олег Артемьев
Фото: Роскосмос/Олег Артемьев

— Как обстоит дело с личной жизнью у человека, который находится в полете?

— Когда находишься на орбите, вся личная жизнь остается на Земле. Не знаю, кому приходится тяжелее: тому, кто провожает, или тому, кто отправляется в космос. Больше одного килограмма груза космонавт не может взять с собой, поэтому берешь самое дорогое — письма от родных. Распределяешь на весь срок полета и каждую неделю по одному читаешь, а потом перечитываешь по многу раз.

Каждый день в течение 5 минут можно разговаривать с домашними по телефону. Один раз в неделю 15 минут отводится на видеоконференцию — это что-то вроде общения по скайпу. Запрещается передача личной информации, которая может привести к нервному срыву космонавта. Даже если в семье случается какое-то трагическое событие, он узнает об этом только после приземления.

Фото: Роскосмос/Олег Артемьев
Фото: Роскосмос/Олег Артемьев

— Можете рассказать, как протекает обычный рабочий день на МКС?

— Рабочий день длится 8,5 часов, столько же отводится на сон. Подъем в 6 утра, затем зарядка и утренняя конференция, на которой ты докладываешь о состоянии станции. В оставшееся после работы время — дополнительные эксперименты, техническое обслуживание станции, наблюдения за Землей, занятия физкультурой. Час — беговая дорожка, час — велосипед.

Фото: Роскосмос/Олег Артемьев
Фото: Роскосмос/Олег Артемьев

В сутки мы делаем 16 витков вокруг Земли, то есть 16 раз видим закаты и восходы. Если навстречу летит космический мусор, меняем орбиту, чтобы уклониться от осколков. Список работ, которые необходимо сделать, присылают из Центра управления полетом. Это хорошо, когда есть чем заняться. Надо быть уставшим, чтобы не страдать от бессонницы.

— В чем заключается работа, которой космонавты занимаются после полета?

— Занятия и тренировки продолжаются, но часть рабочего времени мы посвящаем популяризации космонавтики. Проводим встречи в школах, училищах, детдомах, университетах.

Наука
7 млн интересуются