Обычным советским утром следователь МУРа по особо важным делам Аркадий Вайнер(1931-2005) и журналист агентства «ТАСС» Георгий Вайнер(1938-2009), как и все советские граждане, торопились на работу...А вечером в жарких и ,обычно, не совсем цензурных творческих спорах рождались их знаменитые полотна-"Гонки по вертикали","Визит к Минотавру","Эра милосердия"(предвестница фильма"Место Встречи изменить нельзя"),"Двое среди людей","Петля и камень в зеленой траве" и другие...Со временем написание детективов стало их любимой и единственной работой...
Вашему вниманию представляю истории из жизни знаменитых детективщиков,которые способны вызвать улыбку)))
-Соседи завидовали их маме,еще когда Аркадий и Жора были
школьниками"«Счастливая! У тебя двое сыновей, и ни один из них не сидит в тюрьме!».
-Супруга Аркадия Соня в начале их брака была простым врачом, Аркадий – старшим лейтенантом милиции. Денег немного, особо не пошикуешь. И
если немудрёная закуска стоила копейки, то на ораву, которая всегда собиралась в их гостеприимном доме, водки требовалось немерено. И
Аркадий с Соней гнали самогон. Аппарат сконструировали Сонины
коллеги из больничной лаборатории. Самогон настаивался на лимонных
корочках, черноплодке и шёл " на ура".
У супругов была договорённость. Если Соня гонит самогон без Аркадия и слышит не условленный заранее звонок, а обычный, то весь продукт она выливает, а аппарат выбрасывает в окно – в 60-е годы за самогоноварение можно было загреметь на три года в тюрьму. И вот Аркадий отправился на Петровку – его ждало суточное дежурство, – а Соня начала готовиться к приходу очередных гостей и включила аппарат. И тут – первый звонок в дверь. Соня действует по инструкции: самогон – в раковину, аппарат – в окно. Открывает – на пороге Аркадий, он оставил дома пистолет, вернулся и совсем забыл об условном звонке. Немая сцена... Но аппарат всё же удалось восстановить!!)))
-У Георгия была смешная история, которую он при случае любил повторять – как учительница в школе считала его «тупым мальчиком» и мама писателя после посещения классных собраний нередко возвращалась домой весьма расстроенная. По прошествии нескольких лет та же учительница, встретив однокашника Георгия, поинтересовалась, кто из её учеников более других преуспел в жизни. «А Жорка Вайнер! – по простоте душевной выдал тот. – Он и известный писатель, и в кино идут его произведения…» «Ну как же несправедлива жизнь! – огорчилась училка. – Такой был тупой мальчик!…»
-Ещё Аркадий с компанией любили ходить на дансинг в гостинице «Москва». Это было довольно дорогое место – билет стоил 20 рублей старыми деньгами (для сравнения: зарплата инженера – 120р.) Там часто появлялся человек в форме, который жестом приказывал оркестру остановиться, и говорил: «Женщины направо, мужчины налево». Шла проверка документов.Их компанию он знал в лицо, но всегда задавал один и тот же вопрос: «Откуда взяли деньги на танцы?» И они всегда хором громко отвечали: «Сдали молочные бутылки».))))
(Ну а человек в форме – это начальник уголовного розыска знаменитого 50-го отделения милиции. Знаменитого – потому что в центре, потому что именно это отделение курировало почти все рестораны. От этого человека Жеглов в исполнении Высоцкого взял свои знаменитые жесты – помните, как он встряхивает рукой, когда произносит: «Всё, я сказал"?)
- Роман братьев«Лекарство против страха»долго мурыжила цензура. Когда его напечатал журнал «Искатель», критики набросились – что за название? Чего может бояться советский человек, живущий в самой замечательной на свете стране?)))
- В издательстве «Московский рабочий» тот же роман вышел уже под практически идиотским названием «Лекарство для Несмеяны»...
Аркадий со смехом рассказывал ещё об одном вмешательстве цензоров. Когда герой романа Тихонов встречается с одним из персонажей, он отмечает, что тот по наглости напоминает ему продавца мебельного магазина. Цензоры вставили слово «капиталистического». Наш продавец в нашем магазине не мог быть наглым!!!)))
- Ограничений было множество. В Главлит, например, поступил знаменитый приказ
заместителя министра внутренних дел Юрия Чурбанова, из которого следовало: литературным героям – сыщикам, следователям – запрещалось выпивать, расходиться с жёнами и, не дай бог, иметь любовницу! Следили, чтобы в художественной литературе сотрудник милиции был постоянно чисто выбрит, опрятен.Для надзора за писателями и журналистами в то время существовала целая государственная система: Главлит, пресс-бюро КГБ, пресс-бюро МВД и пресс-бюро Прокуратуры СССР.Отсюда понятно: появление в литературе такого яркого антигероя, как Глеб Жеглов, – мощный прорыв братьев Вайнеров в борьбе с цензорами!))
-Вместе со славой пришёл и достаток. Люди тянулись к Аркадию, он имел огромный круг разнообразных друзей – шахматных гроссмейстеров, музыкантов, артистов, дипломатов. Один приятель работал в Управлении по обслуживанию дипкорпуса (УПДК), и он помог Аркадию купить подержанный голубой Кадиллак..
Это был фурор, взрыв! Особенно неистовствовали в Союзе писателей,один известный автор на общем собрании выкрикнул: «Я лауреат всяческих премий, пишу о рабочем классе и колхозном крестьянстве, а Вайнер – только о тех, кто ворует и грабит. У меня «Волга», а у него – иномарка!» Этого пережить было не всем дано)))
-Победа над цензурой в случае с Жегловым произошла ещё и потому, что роман вышел в «Воениздате». Военную цензуру не интересовал моральный облик сыщиков, их интересовало, нет ли в романе военных тайн – описания нового танка или дислокации войск. Ничего этого в романе не было!
-Аркадий и Георгий, как и большинство других начинающих детективщиков, жили «на вольных хлебах» – нигде официально не работая, только за счёт написанного. Им пришлось бы совсем худо, если бы не жена Аркадия София Львовна Дарьялова, тогда только кандидат медицинских наук. «Пора нам писать книгу"Как один кандидат двух писателей прокормил", – шутил Жора в начале их карьеры…
-Аркадий Александрович так говорил о своей жене:"«Господь Бог послал мне её по большому блату!»
- Георгия Вайнера под конец жизни спросили, на какой возраст он себя ощущает, он назвал цифру 19 и пояснил: "Определяешь возраст по готовности к душевному движению, по желанию выпивать, любить женщин, шуметь, врать, хвастаться, надуваться, писать книги, путешествовать. Все это по-прежнему чрезвычайно заманчиво".
-Писатель Леонид Словин вспоминал"Помню, как, будучи с другими писателями в гостях у братьев, в Астраханском переулке, я попросил их отпустить ко мне в Расторгуево, «в гости», на неделю их старого пуделя Нату. Ната прожила со мной в старом дачном доме, который я снимал, около месяца. По ночам она весь месяц так громко вздыхала, что я подумал-наверняка она так вспоминала шумные застолья своих хлебосольных хозяев…"
-Однажды в кинозале зрители томились в ожидании премьеры зарубежного детектива«Французский связной».. Внезапно появились опоздавшие Аркадий и Георгий – плотные, плечистые, одного роста – двинулись к своим местам. «Братья Вайнеры, Советский Союз!…» – подражая радиокомментатору, громко выкрикнул кто-то. Зал откликнулся бурными аплодисментами и улыбками.)))
-Аркадию Инину принадлежит известная фраза «большие русские писатели Братья Вайнеры родились в бедной еврейской семье…»
-Будешь есть когда, относись к ним бережно…» – наставлял, в изложении Георгия, один из героев повести сынишку своего друга, угощая его сосисками. «Почему?» – удивлялся тот. «Потому что это очень редкое нынче животное. Сосиски первыми не выдержали экологической бури. Сколько людей предупреждали, чтобы они их не трогали, что их осталось мало, что их надо беречь. А люди бессмысленно их ели и ели, ели и ели, пока они не исчезли совсем…»
Завуалированное и смешное объяснение дефицита социалистической экономики тех лет..))
-Жанр детектива Аркадий Вайнер всегда понимал максимально широко. «Жанр придумал, я думаю, тот, кто писал Библию. Уже там детективные сюжеты разворачиваются полным ходом. Когда Каин убил Авеля, Ева перехитрила Адама, и так далее...Ну а теперь эту славную эстафету перенял я)))
-Однажды в глубоком детстве будущий писатель Аркадий Вайнер взобрался на табуретку и прочитал родственникам свое произведение, вызвав всеобщее восхищение. Однако родственник , присутствовавший на «читке», сообщил, что это вольное переложение сказки Аксакова «Аленький цветочек», а не произведение юного дарования! Тогда Аркадий Вайнер сквозь рыдания поклялся, что никогда его ноги в литературе не будет. «Но клятву я нарушил, поставил одну ногу в литературу. Мне понравилось, и я остался там насовсем», - рассказывал писатель впоследствии))))
Помочь автору канала на жизнь(заранее благодарю!!!)-по ссылке
Надеюсь,материал вызвал так нужную всем нам улыбку..хотя и заставил задуматься)))Чтобы улыбка возникла и у меня,Вам достаточно поставить пальчик вверх,подписаться на мой канал,почитать на нем что-то интересное еще-и я пойму,что я нужен)Обещаю еще массу интересного,а любить и жаловать меня можно по почте spemax@ya.ru Максиму. Пока!!!