Еще за десять лет до начала сталинских репрессий зародилось оппозиционное объединение писателей под броским названием «Памир» (позднее ее переименовали в «Сибирскую бригаду»). В группу вошли литераторы из Сибири.
Писатели пытались противостоять идеологическому давлению партийного руководства на художественное творчество. Впрочем, эта маленькая война за независимость вскоре была жестко пресечена.
Зарождение «Памира»
Инициатором группы «Памир», сформированной в 1928 году, стал Николай Анов. Он, вместе со своими сторонниками Николаем Феоктистовым, Леонидом Мартыновым, Сергеем Марковым и Иваном Ерошиным, выступал за освобождение сибирских писателей от политического влияния коммунистической партии и избавление региона от власти большевиков. Более того, литераторы ратовали за сибирскую автономию или даже отделение края от СССР и образование независимого государства.
Одним из идеалов группы «Памир» был адмирал Александр Васильевич Колчак, отдавший свою жизнь за развитие Сибири.
Писатели не скрывали симпатий к белогвардейской романтике и даже создали несколько литературных произведений, которые, конечно же, не были опубликованы. Через год большая часть членов группы покинула Новосибирск и обосновалась в Москве. Однако, перебравшись в столицу, участники «Памира» не перестали отстаивать свои взгляды.
Собрания в Москве
В Москве памировцы (Анов, Марков, Бессонов и Забелин) устроили творческий вечер, где открыто выступили со своей литературной и политической программой. Впрочем, это было первое и последнее публичное выступление «Памира».
Группа сразу же подверглась нападкам со стороны Российской ассоциации пролетарских писателей — самой могущественной литературной организации тех времен. Последовали обвинения в чуждой идеологии и областнических наклонностях.
Не найдя поддержки среди коллег и опасаясь преследования властей, группа «Памир» ушла в подполье. Свои дальнейшие собрания сибиряки проводили негласно и в узком кругу на квартире у Юрия Бессонова.
Тем временем политическая обстановка внутри молодой страны стала обостряться. В 1930 году состоялся 16-й съезд большевиков — партия требовала ускоренного выполнения первой пятилетки за четыре года и развернутого наступления социализма на всех фронтах. Возросли требования правительства к идеологическому содержанию литературы.
Непокорные писатели отреагировали на давление созданием новой организации «Сибирская бригада». Поводом для собрания стало обсуждение трагической судьбы русского крестьянства, фактически раздавленного проведением коллективизации.
В работе новоиспеченной группы участвовали уже девять писателей: Анов, Забелин, Бессонов, Марков, Феоктистов, Скуратов, Васильев, Мартынов и Черноморцев.
Арест «Сибирской бригады»
Недовольство деятельностью партии и обсуждение крамольных идей не могло остаться незамеченными НКВД: весной 1932 года начались задержания членов «Сибирской бригады». Арестованных обвинили в контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации.
Можно сказать, что сибирякам очень повезло: до жестоких репрессий 37-го было еще далеко, и антисоветчики отделались довольно мягким приговором. Анова, Маркова, Забелина и Мартынова выслали на три года на север, а остальные и вовсе остались в Москве. По одной из версий историков, за братьев по перу вступился вернувшийся из Италии Максим Горький.
Правда двоих памировцев кара настигла повторно: Васильева и Забелина вновь арестовали в 37 году. В этот раз все кончилось гораздо печальнее — одного из писателей расстреляли, а второй умер в лагере.
Остальные же члены кружка старались больше никогда не вспоминать о своих убеждениях, демонстрируя полную лояльность к власти.
Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!