Найти тему
Чай с баницей

Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Оборона Шипки.

В конце августа по новому стилю состоялась одна из важнейших битв русско-турецкой войны - битва за Шипкинский перевал. Каждый год на вершине Шипка чествуют героев этих сражений. И каждый год всё внимание приковывает к себе реконструкция сражения.

В этом посте рассказ о ходе самих боев.

01.

Предыстория.

У Сулейман Паши было 10 тысяч человек в районе Сливена и Твърдицы, но основные силы - 27 тысяч человек он направляет к Казанлыку, куда подходит 18 августа. Части располагаются в поле между селами Шипка и Шейново. От Шипкинского перевала эта местность отлично проглядывалась и ген. Столетов телеграфирует Радецкому, о том, что именно здесь будет главный бой. Ген. Радецкий понимает, что наступление на Твърдицу обманный маневр, возврашается в Велико-Тырново и тут же отправляется на Шипку.

Именно в это в время, пока шипкинский отряд ждал подкрепления и разыгрывается Шипкинская эпопея - защита Шипкинского перевала в августе 1877 года.

02.

-2

03.

-3

21 (10) августа.

Столетов организует оборону с двух сторон - передней и главной.

В его расположении всего 5500 человек и 27 орудий.

04.

Карта расположения войск. Исторический Музей г.Казанлък
Карта расположения войск. Исторический Музей г.Казанлък

05.

-5

Передняя включает в себя в. Св. Никола (сейчас в. Шипка), Орлово гнездо и подходы к нему.

06.

Орлово гнездо
Орлово гнездо

Главная на километр севернее вершины св. Никола, по направлению к Габрово, т.е. высоты по дороге Казанлык - Габрово.

07.

Там самая дорога сейчас
Там самая дорога сейчас

08.

-8

В ночь на 21 августа генерал Н. Г. Столетов собрал военный совет и выразил надежду, что Шипку удастся отстоять, несмотря на многократное превосходство противника в силах.

Из телеграммы ген. Столетова ген. ф.Ф. Радецкому 20 августа 1877:

Неприятель занял с. Шипка передовым отрядом...Если не решится на нас напасть ночью, то на рассвете непременно начнется общее наступление...Ещё раз повторяю. Всё разыграется здесь, несоразмерность сил очень велика.

09.

-9

Атака Сулейман Паши начинается в 7 утра 21 августа. Основные части он бросает на переднюю позицию. Он проводит две атаки, но руcские солдаты и болгарские ополченцы отбивают их.

22 (11) августа.

Этот день проходит спокойно. Сулейман паша понимает, что напролом пройти не получится и решает перегруппировать силы и окружить защитников прохода, атаковав их с трех сторон: с юга, востока и запада. Ген. Столетов разгадывает его планы и занимает круговую оборону.

Сулейман-паша, уверенный в победе, послал вечером 22 августа донесение султану:

"Русские не в силах сопротивляться нам, им не вырваться из наших рук. Если этой ночью противник не обратится в бегство, то завтра утром я возобновлю атаку и сомну его".

10.

-10

Жители Габрово помогали поднимать орудия на Шипкинскую позицию под огнем неприятеля, презирая опасность. О подъеме, орудий сообщает в своей телеграмме в Главную квартиру генерал Кренке:

11 августа отправил из Габрово 80 пар волов. 12 августа собралось около тысячи жителей города, чтобы носить нам воду. Жители Габрово в неописуемом восторге.

23 (12) августа.

Турки атакуют с трёх сторон и проводят 18 атак!

11.

-11

12.

-12

Именно в этот день начинает не хватать боеприпасов. Заканчиваются снаряды и патроны. Несмотря ни на что защитники готовы умереть, но не пустить турков через проход. Солдаты кидают в полузащих наверх турков всё, что попадется: камни, деревья, пустые коробы из-под снарядов. Солдаты уже, считали, что обречены и Шипка сдастся.

13.

Орлово гнездо
Орлово гнездо

14.

Оборона "Орлова гнезда" . Художник Алексей Попов
Оборона "Орлова гнезда" . Художник Алексей Попов

В это время им на выручку спешила 4-я стрелковая бригада, которую лично вел генерал Радецкий. Видя измученность людей, которые при сорокаградусной жаре едва передвигали ноги, Радецкому пришла в голову мысль посадить стрелков на казачьих лошадей. 205 стрелков, по двое на коне, прискакали с криками "Ура!" пришли на помощь и вступили в бой. Позже прибывает и сам Радецкий с основными частями.

Неудержимое "ура!" разнеслось над политыми кровью и потом камнями позиций. Вершина спасена. И снова, ощетинившись тысячами штыков, Шипка извергает огонь и смерть на турецкие колонны. Словно и не было усталости, словно эти люди и не дрались трое суток .

В.И. Немирович-Данченко. Годы войны

15.

-15

16.

-16

На этом бои не прекращаются и продолжаются до 26 августа. Именно эти шесть дней августа и называют Шипкинской эпопеей. Защитники Шипки одержали большую победу и перегородили путь туркам с юга на север.

В своей телеграмме начальнику штаба армии в селе Горна-Студена генерал Н. Г. Столетов сообщал:

Что касается болгар, то они не испугаются и не дрогнут, даже если бы я решил израсходовать их до последнего человека.

В письме жене от 23 августа 1877 года Н. П. Игнатьев пишет:

Я тебе уже писал, что авангард стрелков совершил огромный переход в невыносимую жару, добравшись вчера в 1 час ночи до Габрово... Радецкий просил дать им отдохнуть, по крайней мере выспаться, но с Шипки так настоятельно просили о помощи, что в 11 ч. утра на следующий день, в самую жару, бедным пехотинцам пришлось снова двинуться в путь. Это поистине легендарные герои. В 6 часов они достигли перевала, подняли боевой дух защитников и сразу вступили в бой

25 августа 1877 г.

Только что у меня был корреспондент английской "Дейли ньюс" Форбс. Он прибыл на Шипку 12 августа и находился там с 5 ч. утра до 7 ч. вечера. К нам заявился на коне, которого загнал до смерти. Он спешил в Бухарест, чтобы первым сообщить о неудаче турок и о том, как мы отбили 19 их яростных атак... Он в восторге от наших солдат, хвалит также и болгар. Сказал, что видел, как около тысячи жителей Габрово, среди которых было немало детей, под градом пуль несли воду нашим воинам и даже стрелкам на передовую. С удивительной самоотверженностью они выносили раненых с поля боя

В документах 55-го Подольского пехотного полка отмечается и такой факт:

Солдаты и офицеры всю ночь, без отдыха, шли из Дряново в Габрово, ободряя слабых и пропуская вперед артиллерию. В Габрово наших встретил весь город. Его жители обращались к ним с напутствиями, а женщины подносили воду, бросали в ноги цветы, крестились и благословляли нас

17.

-17

Из донесения Сулейман-паши его Величеству Султану, 23 августа 1877г:

Укрепления русских сегодня мы не смогли занять, но они не будут сопротивляться долго...Если этой ночью не разбегутся, то завтра на рассвете мы возобновим атаки.ю и , я надеюсь, с божьей помощью сможем.

После войны Сулейман-паша был предан суду «за неумелые действия на Шипкинском перевале».

Послесловие.

После кровопролитных августовских боёв началась долгосрочная оборона Шипки, которая закончилась только весной следующего года.

Ф. Ф. Радецкий слал в "Главную квартиру" телеграммы "На Шипке все спокойно" А в действительности защитникам приходилось иметь дело с метелями и снегом, стоять под пулями и тяжелыми снарядами турецких мортир. На артиллерийский огонь противника отвечала русская артиллерия.

По свидетельству современников,

пехотинцы проводили дни и ночи или в засыпанных снегом или утопающих в грязи окопах. А последние рылись там, где летом нельзя было укрыться от дождя

18.

-18

Холода сопровождались снежными метелями.

Один из участников писал в своем дневнике:

Сильный мороз и страшная метель: число обмороженных достигает ужасающих размеров. Связь с вершиной св. Николы прервана. Нет никакой возможности разжечь огонь. Шинели солдат покрылись толстой ледяной коркой. Многие не могут согнуть руку. Движения стали очень затрудненными, а упавшие не могут подняться без посторонней помощи. Снег засыпает их за какие-нибудь три-четыре минуты. Шинели так замерзли, что их полы не сгибаются, а ломаются. Люди отказываются принимать пищу, собираются группами и находятся в постоянном движении, чтобы хоть немного согреться. От мороза и метели негде укрыться

19.

-19

А в некоторых донесениях говорилось буквально следующее: «При таких условиях от наших полков ничего не останется».

К 5 декабря число больных в Иркутском полку достигло <b>1042</b> человек, а в Енисейском <b>1393</b>.

Запись от 9 декабря 1877 года, сделанная в одном из документов:

Кругом мгла, холодно, идет снег... На вершине св. Николы по-прежнему гуляет метель. Число больных и обмороженных достигло ужасающих размеров и увеличивается с каждым днем...

Журнал 95-го Красноярского полка

9 декабря. мороз и вьюга не прекращаются....На Николае и на позиции Красноярского полка число больных увеличивается в ужасающих размерах. Траншеи и окопы заносит снегом, одежда людей промерзла, отогреться негде.

В другом месте говорится:

Землянки полков холодные... Вследствие снежных заносов они необитаемы, так что люди проводят дни и ночи под открытом небом.

20.

-20

21.

-21

К 13 декабря число больных в Шипкинском отряде достигло 9 тысяч (не считая Брянского полка). Причем и эту цифру нельзя считать достаточно точной, так как многих из обмороженных русских солдат по пути в госпиталь встречали болгары, которые брали их с собой и перевозили по обледенелым дорогам к себе домой, где оказывали им первую помощь.

Многие болгарские патриоты начали перевозить уголь на позицию, доставлять его в землянки.

И. Немирович-Данченко. "Летом и зимою на Шипке"

...Так и остались в моей памяти высоты Шипки. Грозные, суровые... Тут каждый камень был свидетелем подвигов русского солдата. Каждая пядь земли облита его дорогою кровью. Тут он страдал, отчаивался и торжествовал.

22.

-22

Журнал 94-го пехотного енисейского полка

14 декабря. Число людей с обмороженными руками и ногами достигло ужасающих размеров. Связь с Николаем прервана метелью. Нигде нет возможности развети костер. Одежда нижних чинов превратилась в ледяную корку, согнуть руки почти немыслимо, ходить очень трудно.

Руки часовых и солдат, прикасавшиеся к стволам орудий и ружей, прилипали к ним. Несмотря на это, русские солдаты, поддерживаемые местными болгарами, стояли на Шипке до конца. Этому подвигу посвящены картины В. В. Верещагина "Зимние траншеи на Шипке" и особенно впечатляющий триптих "На Шипке все спокойно"

23.

Зимние траншеи на Шипке
Зимние траншеи на Шипке

Посты о Болгарии появляются на этой карте ;)

Телеграм-канал: https://t.me/bulgaria_in_details

Оставить комментарии можно тут

P.S.

В детстве я задавалась вопросом, что же проходят в Болгарии на литературе, если у них нет Пушкина и Лермонтова, Есенина и Маяковского. А вот это и проходят.

Ниже прилагаю поэму Ивана Вазова "Ополченцы на Шипке" из цикла "Эпопея забытых".

"Ополченцы на Шипке. И. Вазов"

24.

-24

Эпопея забытых.

Ополченцы на Шпике.

Пусть следов позора мы еще не стёрли.

Пусть еще рыданья стынут в нашем горле.

Пусть мрачнее тучи, полночи черней

Память униженья, горечь прошлых дней.

Пусть еще мы светом и людьми забыты.

Пусть народа имя трауром повито,

Пусть в прошедшем нашем, точно злая тень.

Скорбный день Батака, Беласицы день.

Пусть иные люди осмеять готовы

Боль, что принесли нам старые оковы.

Укорить нас гнусной памятью ярма;

Пусть твердят, что вольность к нам пришла сама&#39;

Пусть. Но в нашем прошлом, не таком уж давнем

Веет чем-то новым, богатырским, славным,

Чем-то необычным, что, вздымая грудь,

В ней сумело пламя гордое раздуть;

Потому что в грозном, роковом молчанье,

Подпирая небо мощными плечами,

Вся в костях холодных, кручами остра.

Высится седая, мшистая гора,

Памятник огромный подвигов бессмертных;

Есть такое место на Балканах светлых,

Быль, что сказкой стала у народа, есть,

В ней бессмертье наше, наша жизнь и честь.

Слово есть, что славу нашу окрылило,

Что собой затмило даже Фермопилы,

Это слово &mdash; имя славной высоты &mdash;

Обломает зубы злобной клеветы.

Шипка!

Трое суток юные дружины

Держат оборону. Темные долины

Вторят грому битвы в непреклонный час.

Враг идет на приступ! Уж в бессчетный раз

Лезут злые орды по суровым кручам;

На отвесных скалах брызги крови жгучей,

От кровавой бури свет в очах померк.

Сулейман безумный поднял руку вверх

И кричит: &laquo;На Шипке мерзостная челядь!&raquo;

Лезут вновь на приступ, наводнив ущелье,

С именем аллаха турки, &mdash; но гора

Отвечает грозным рокотом: &laquo;Ура!&raquo;

Пули, камни, бревна вниз несутся градом,

Храбрые дружины, встав со смертью рядом,

Отражают натиск злобного врага:

Дорога отвага &mdash; жизнь не дорога!

Нет, никто не хочет быть последним в войске.

Каждый, если надо, встретит смерть геройски.

Слышен треск винтовок. Турки вновь ревут.

Вновь бегут на приступ &mdash; страшен наш редут!

Турки злы, как тигры, а бегут, как овцы.

Вновь волна взметнулась: держатся орловцы

И болгары &mdash;им ли страшен смерти взор!

Штурм жесток и грозен, но грозней отпор.

Бьются трос суток &mdash; помощь не приходит,

Взор нигде надежды светлой не находит,

Не летят на помощь братские орлы:

Но стоят герои средь кровавой мглы.

Точно горсть спартанцев против Ксеркса полчищ.

Хлынул враг на приступ, &mdash; выжидают молча! ,

И когда последней схватки час настал,

Наш герой Столетов, славный генерал:

&laquo;Братья-ополченцы! &mdash; крикнул с силой новой. - &raquo;

Родине сплетете вы венец лавровый!&raquo;

И опять герои всей дружиной гордой

Ждут, когда прихлынут вражеские орды.

Бешеные орды. О высокий час!

Волн порыв улегся, присмирел, погас.

Кончились патроны &mdash; воля не изменит!

Сломан штык &mdash; ну что же, грудь его заменит!

Если нужно, сгинем в битве роковой,

Пред лицом вселенной на горе крутой,

Смертью богатырской, в битве побеждая...

&laquo;Видит нас сегодня вся страна родная:

Ей ли наше бегство с высоты узреть?

Отступать не станем &mdash; лучше умереть!&raquo;

Больше нет оружья! Бойня, гекатомба*,&mdash;

Каждый кол &mdash; оружье, каждый камень&mdash;бомба.

В каждом сердце яркий пламень запылал,

Камни и деревья рухнули в провал!

Кончились и камни &mdash; стало биться нечем, &mdash;

Мы с крутого склона в турок трупы мечем!

И как орды вражьи черным, страшным роем

Падают с обрыва мертвые герои.

И трепещут турки: никогда пред ними

Не сражались рядом мертвые с живыми;

В воздухе витает одичалый крик.

Алую дорогу пролагает штык.

Но герои наши, встав скалою твердой,

Встретили железо мощной грудью гордой

И рванулись в сечу, отметая страх.

Чтобы гибель встретить с песней на устах...

Но опять взметнулись орды полчищ диких,

Захлестнуть пытаясь воинов великих...

Кажется, достигнут храбрости предел...

Вдруг Радецкий славный с войском подоспел!

И теперь, лишь буря грянет на Балканы,

Вспоминают Шпнку горы-великаны,

И проносят эхо &mdash; гром былых побед &mdash;

Через перевалы, в сонм грядущих лет.

И.Вазов

5 ноября 1883 г., Пловдив

Источники:

http://militera.lib.ru/h/genov/03.html

http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/7799/

и материалы их экспозиции музея Шипки.