Найти тему
Economist

Европейцы рассматривают инвестиции из Китая, как угрозу собственной экономической безопасности.

«Мы не наивные свободные трейдеры. Европа всегда должна защищать свои стратегические интересы », - сказал Жан-Клод Юнкер, президент Европейской комиссии, в прошлом году, когда он представил планы по привлечению иностранных инвестиций в Европейский Союз. С 1970-х годов защищают свою экономику;и такая тенденция будет усиливаться. До сих пор ЕС относился легко к поглощениям и объединениям своих компаний иностранными. Теперь у нас тоже правила ужесточатся.

Подобная позиция в первую очередь касается Китая, в связи с тем, что до последнего времени Китай активно скупал компании по всему миру , в том числе и в Европе. "Сейчас Китайцы перестали делать имиджевые и экономически сомнительные покупки компаний типа футбольных клубов и гостиниц, однако они активно продолжают инвестировать в технологии и инфраструктуру, " - отмечает Джеймс Жан из Конференции ООН по торговле и развитию.

Некоторые европейские страны, включая Германию и Италию, ввели более строгие правила отбора инвестиции помимо энергетической и транспортной отраслей, в индустрии, которые считаются важными для общественной безопасности, например, в телекоммуникациях. Участие Китая в строительстве атомной электростанции Hinkley Point C привело в Великобританию к ужесточению аналогичных правил. В прошлом месяце правительство Франции заблокировало продажу своей доли в аэропорту Тулузы китайскому консорциуму, который получил бы контрольный пакет акций.

"Европейские законодатели подозревают, что покупки частными китайскими инвесторами являются продолжением стратегии правительства «Сделано в Китае 2025 года», которая направлена на обгон западных инноваций",- говорит Франк Пруст, французский член Европейского парламента. Наиболее жестко к этому вопросу относится Германия. "В 2016 году произошел переломный момент, говорит Кора Джунглут из научно-исследовательский центра "Bertelsmann Stiftung", когда китайская фирма приобрела немецкую робототехническую фирму KUKA за 4,5 млрд евро (5 млрд долларов). Критики жалуются, что, даже когда китайские компании получают доступ западным ноу-хау, немецкие сталкиваются с дискриминацией в Китае. В прошлом году Германия Франция и Италия, предложили ввести по всему ЕС правила , в соответствии с которыми можно было бы блокировать приобретения в тех секторах, где европейские фирмы не имели взаимного доступа в Китае.

Предложения г-на Юнкера, которые сейчас находятся в Европейском парламенте, более мягкие. В соответствии с ними Еврокомиссия может давать рекомендации о возможных последствиях , вытекающих из приобретении иностранными компаниями европейских и поощрять членов ЕС к обмену информацией о возможном воздействии на общественную безопасность. "Это значительный прогресс"-, говорит г-н Пруст, учитывая, что более половины членов ЕС даже не имеютобщего информационного поля для оценки таких сделок. Но он предпочел бы нечто более строгое.

Не каждый член ЕС имеет такое отношение к этому вопросу. Некоторые страны Южной и Центральной Европы рассматривают проект "Один пояс и один путь" выдвинутый китайским правительством , как источник долгожданных и весомых инвестиций , учитывая что это проект предполагает осуществление многомиллиардных инвестиций при построении старого шелкового пути. Другие страны ЕС опасаются, что такое стремление (этот проект)может быть использовано для разделения континента. Странно однако,что меры жесткой экономии, введенные в качестве условия спасения во время кризиса евро, способствовали увеличению влияния Китая. Приватизация, призванная помочь стабилизировать колебания государственных финансов, означает, что китайское государство теперь контролирует греческий порт Пиреус и владеет самой большой долей в электроэнергетической сети Португалии.

В то же время скандинавские страны и Нидерланды утверждают, что более строгие правила в отношении китайских инвестиций могут разжечь торговую напряженность, в то время, когда глобальная торговая обстановка ухудшится. Бизнес-группы опасаются, что более жесткий подход к отбору инвестиций может быть использован в качестве прикрытия для протекционизма. Международные организации, включая ЮНКТАД, предупреждают, что это может отпугнуть инвесторов и нанести ущерб экономическому росту. И при этом они не поощряют лояльный подход к отбору инвесторов.

-2