Найти в Дзене
Historical Facts

Какие боевые самолеты советские инженеры скопировали с западных образцов

Оглавление

Полностью скопировать самолет не так легко, как кажется. Различные страны имеют различные стандарты и требования к материалам, поэтому копирование чужого многокомпонентного устройства это всегда очень непростая задача. В истории самолетостроения СССР все-таки было несколько попыток скопировать чужой самолет. Что из этого получилось – читайте далее.

Стратегический бомбардировщик B-29 – скопировать полностью

Американский стратегический бомбардировщик B-29 можно смело считать настоящей авиационной крепостью. На большой для бомбардировщика таких габаритов скорости в 600 км/ч он мог на высоте 12 км нести 6 тонн бомбовой нагрузки. На такой высоте зенитный вражеский огонь не доставал до бомбардировщика, а при подлете вражеских истребителей к самолету, экипаж задействовал штатные крупнокалиберные турели

B-29 на аэродроме
B-29 на аэродроме

Весной 1945 года в Советский Союз попало четыре образца таких самолетов. Подбитые в Маньчжурии бомбардировщики были вынуждены совершить посадку на советском аэродроме. Сталин вызвал к себе авиаконструктора Туполева и дал очень важное поручение – сделать полную копию американского B-29.

Практически все детали пришлось делать с нуля. Заводам и предприятиям пришлось осваивать производство новых узлов и агрегатов. На копирование самолета B-29 Туполеву предоставили 2 года и широкий круг полномочий. Три американских бомбардировщика были доставлены в Москву. Один полностью разобрали на запчасти. Второй оставили как есть и использовали в качестве эталона. Третий использовался в качестве тренажера.

Американский бомбардировщик B-29
Американский бомбардировщик B-29

Каждая деталь тщательно исследовалась целой группой инженеров. Делался спектральный анализ для определения состава материала. Определялись физические размеры детали. Над каждым узлом работали десятки НИИ.

B-29 в полете
B-29 в полете

Одна из основных проблем, с которой столкнулись советские инженеры при копировании B-29, заключалась в использовании американцами другой системы измерений. Даже обычные болты и заклепки не соответствовали привычному метрическому формату. Например, толщина корпуса бомбардировщика – 1/16 дюйма. В метрической системе это оборачивалось в число 1,5875 мм. Промышленность просто не была готова производить металл такой толщины.

Советский бомбардировщик Ту-4
Советский бомбардировщик Ту-4

Приказ вождя СССР скопировать самолет воспринимали буквально. Старались построить не советский аналог самолета, а полную копию с сохранением всех размеров и агрегатов. Стремление скопировать каждую деталь приводило к конфузам. Так, инженеры нашли на крыле маленькое отверстие. Ни на какие летные характеристики оно не влияло. Но копировать нужно было все, и на заводе маленьким сверлом на каждом самолете высверливали такое же отверстие.

Ту-4 на аэродроме
Ту-4 на аэродроме

Определенные отличия в самолетах все же нашлись. Из-за технической сложности изделия, на советский туполевский бомбардировщик устанавливали отечественные двигатели, которые по своей мощности превосходили американские (2400 л.с. против 2200 л.с.). Делать полную копию американского двигателя было нецелесообразно.

Также устанавливалось другое вооружение. Советский самолет решили вооружить 10 скорострельными 23-мм пушками, в то время как на американце стояли 12 пулеметов калибра 12,7 мм.

Ту-4
Ту-4

Советский бомбардировщик Ту-4 взлетел в воздух в мае 1947 года. На вооружение частей Красной армии самолет стал в 1949 году. Всего выпустили около 1 200 единиц.

Истребитель F-86 – клонировать нет смысла

После удачно копирования самолета B-29 было решено и дальше использовать эту практику. ОКБ-1 под руководством Кондрашева поставили задачу скопировать американский истребитель Sabre F-86. Сбитый в Корее образец самолета доставили в СССР в июне 1952 года.

Sabre F-86
Sabre F-86

После детального изучения реактивного истребителя инженеры пришли к выводу, что в советском МиГ-15 используются более продуманные и современные агрегаты. По своей конструкции наш самолет ничем не уступает американскому. Даже более того, МиГ-15 обладал лучшей вооруженностью и мог быстрее подниматься на максимальную высоту.

МиГ-15
МиГ-15

Именно поэтому все работы по копированию Sabre F-86 были прекращены. Некоторые механизмы и инженерные решения, найденные в американском истребителе, были использованы в других моделях самолетов. В целом же руководство страны решило, что развивать свою линейку самолетов будет проще и дешевле.

Гражданские страсти

В сфере гражданского самолетостроения также не обошлось от “подглядывания” на запад. Так, например, очень похожими получились самолеты Ту-144 и Concorde.

Ту-144
Ту-144
Concorde
Concorde

Американцы видят в советском широкофюзеляжном Ил-86 свой Boeing-747.

А военно-транспортный Ил-76 напоминает Lockheed C-141 Starlifter.

Ил-76
Ил-76
Lockheed C-141 Starlifter
Lockheed C-141 Starlifter

В любом случае опыт копирования самолетов показал, что конструировать и разрабатывать свои машины гораздо легче, чем подстраивать всю промышленность под стандарты чужой страны. В дальнейшем боевая авиация СССР развивалась своей дорогой, в результате чего удалось создать по-настоящему хорошие самолеты.

Читайте также "Судьба советских пилотов-предателей, которые угнали свои боевые самолеты на Запад".

Понравилась статья? Жмите палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы снова увидеться в вашей ленте Дзен и не пропустить следующие статьи!