Найти тему

Может ли экономический рост быть обеспечен... экономическим ростом?

Редактор "Чита.Ру" Роман Шадрин, который вечером 20 марта разбирал ленту агентства за день, нашёл в одной из наших новостей безумный оборот в цитате: "Предлагаемые изменения ожидаемых значений показателей конечных результатов реализации программы имеют отрицательную динамику. В пояснительной записке информация не отражена, обоснования отсутствуют", после чего попросил господа бога помиловать пресс-секретарей.

Пользовали отреагировали лайками и комментариями:

  • Есть ведь люди, которые не только пишут, но порой говорят так! Мучаются, но выдавливают из себя, стараются.
  • Один мой знакомый говорил интересующим его девушкам: "Разрешите, я организую ваш досуг?" И везде ходил в ветровке "Единая Россия".
  • Почти универсальное описание любых процессов и иннициатив на текущем историческом отрезке в нашей стране.

Но интереснее всего высказался активный в соцсетях депутат Госдумы от Забайкальского края, член ЛДПР Юрий Волков, который до переезда в Москву работал в Чите в заксобрании региона: "У нас в каждой второй региональной программе так пишут. У нас ведь не заморачиваются - берут динамику за последние 10 лет, делают экстраполяцию на 5 лет вперёд. Ну и придумывают перечень программных мероприятий. Называют это сочинение краевой программой. Не забуду как обсуждали программу края по демографии, в результате которой (там, увы, кроме конкурса детских рисунков во славу семьи не было ничего) население края должно уменьшиться. На мой вопрос как же так получается, замминистра просто моргала глазами..."

Вот этот метод - взять динамику за последние 10 лет и экстраполировать её на 5 лет вперёд, после чего завернуть это в госпрограмму - любимый действительно метод чиновников и на региональном, и на федеральном уровне.

-2

Не совсем так, но в том же духе обеспечения роста чем-нибудь таким, что само собой разумеется, заложена в концепцию национального развития, о которой пишет сегодня "Коммерсант": "Финансовая составляющая предполагаемого указа президента РФ о целях национального развития до 2024 года — около 1,5% ВВП (внутреннего валового продукта) в год, сообщил вчера помощник президента Андрей Белоусов. Предполагается фактически самоподдерживающийся механизм исполнения указа: до 1% ВВП новых расходов, которые по крайней мере отчасти ориентированы на поддержание экономического роста, должны обеспечиваться самим ускорившимся экономическим ростом, а оставшиеся 0,5% ВВП — сокращением реальных расходов на оборону и — впервые — на строительство госнедвижимости".

Если отойти в сторону от всей этой чиновничьей экономики, которая зиждется на волшебном эффекте от предполагаемого эффекта, то в поручениях президента есть несколько примечательных пунктов, на которые обращает внимание издание:

  • демографический профицит к 2024 году, когда ему придётся или переизбираться, или передавать власть преемнику (то есть, надо полагать, превышение рождаемости над смертностью);
  • увеличение средней продолжительности жизни до 78 лет к 2024 году и до 80 лет к 2030 году;
  • рост реальных доходов и пенсий выше инфляции;
  • снижение вдвое уровня бедности;
  • поиск и поддержка талантов;
  • экономический рост выше мирового;
  • увеличение темпа роста инвестиций с нынешних 22% до 25% от ВВП.

Также будут выделены отраслевые цели по 10 направлениям, в числе которых здравоохранение, образование, международная торговля, производительность труда, бизнес (в том числе предпринимательская либерализация уголовного кодекса), дороги, экология, цифровая экономика.

Продолжительность жизни - это серьёзная задача, ибо в 2016 году средняя продолжительность жизни в стране была меньше 72 лет, а в 2016 году оценивалась в 72,5 года, но по итогам года, скорее всего, будет чуть меньше. Это, как писала "Медуза", соответствует общемировому уровню. При этом до развала Советского Союза, и это тоже видно в материале "Медузы", продолжительность жизни в стране была существенно выше среднемировых значений, причём в 60-х годах эта разница составляла почти 20 лет. Но эпоха гласности и свободной демократии привела к тому, что люди стали умирать чаще и гораздо раньше.

Поручения даны председателю правительства Дмитрию Медведеву и Центробанка Эльвире Набиуллиной. "Коммерсант" предполагает, что косвенно это может означать, что оба будут занимать нынешние посты к лету 2018 года, когда конкретные шаги по выполнению этих указаний должны быть готовы, но на самом деле может случиться что угодно.

Впервые за последние годы государство заявило о сокращении расходов на вооружение - экономия должна пойти на выполнение национальных целей. Также предполагается сокращение расходов Федерации на строительство недвижимости на 600 миллиардов рублей в год. Ещё 1% от ВВП придётся где-то искать. Теоретически они должны появиться из-за роста динамики ВВП с 2% до 3,5-3,8% (то есть как бы сами по себе), но "Коммерсант" отмечает, что в предложенной парадигме рост становится заложником самого себя: "План правительства и ЦБ, который должен быть готов к июню, предполагает рост инвестиций на 3 процентных пункта ВВП. Очевидно, что так или иначе инвестиции альтернативны текущему потреблению, которое, согласно поручениям, также должно расти — на его прирост остается, собственно, 0,5–0,8 процентных пункта ВВП в год. Но проблема не в этом: подъём уровня инвестиций в экономике до 25% ВВП в год (уровень Румынии) как раз и должен обеспечить экономический рост выше 2% ВВП наряду с "либерализационными" мерами. Рост таким образом становится заложником самого себя: если не работает программа дерегулирования, то не выполняются остальные цели указа".

Тем не менее, полагает журналист "Коммерсанта" Дмитрий Бутин, невыполнимой программа не выглядит, и выделяет несколько причин, позволяющих сделать такой вывод - рост жилищного строительства (обеспечит прирост ВВП) и сокращение госрасходов на федеральную адресную инвестпрограмму (появятся ресурсы на поддержку частных инвестиций госгарантиями).

Финальные выводы, всё же, неутешительны: "Сама по себе конструкция «экономический рост, обеспеченный ростом» даже с учетом этого ресурса (решение по использованию которого не принято) выглядит высокорисковой: колебания мировой конъюнктуры и условий внешней торговли делают «национальные цели развития», зависящие от параметров госрасходов, очень уязвимыми. Впрочем, с учётом ранее крайне консервативной политики Минфина и президента в отношении роста внутреннего госдолга можно предположить, что до 2024 года он будет оставаться стратегическим резервом". Иначе говоря, надежда государства на то, что всё сложится само собой просто потому, что правительство страны порежет расходы на армию и даст частному сектору госгарантии, весьма призрачна.

Так вот всегда в России - вообще-то страх как хочется жить в стране, где государство вкладывается в здравоохранение, образование, защищает бизнес и печётся о росте продолжительности жизни, но реальность очень часто сильно расходится с красивой картинкой, а государство, похоже, само не знает, как достичь нереальных целевых показателей.

В публикации использована карикатура с сайта "Московского комсомольца".