Голландские садоводы приезжают в сад Mien Ruys за идеями. Этот сад – экспериментальная площадка, шоу-гарден и приятное место отдыха одновременно. На протяжении 75 лет его создавала первая в Нидерландах женщина – ландшафтный архитектор. Сегодня он стал национальным памятником архитектуры.
В 2008 году я побеседовал с главной садовницей Тинике Фрин.
Госпожа Фрин, россияне часто представляют Голландию сплошным цветником. Как обстояло дело во времена Мин Руйс?
Она приступила к созданию этого сада в 20-х годах прошлого века. Тогда в Нидерландах господствовал пейзажный парковый стиль, да и сами частные сады были гораздо больше, чем сейчас. Родители Мин держали питомник декоративных растений, но она хотела заниматься ландшафтным дизайном, экспериментировать с цветами с архитектурной точки зрения. В Голландии в то время невозможно было получить такое образование, поэтому она училась в Берлине, несколько раз ездила в Англию. В одной из таких поездок она познакомилась с известной садовницей Гертрудой Джекилл. Итогом этой встречи стал самый первый в Голландии миксбордер.
Сколько садов Мин Руйс сделала за свою жизнь?
Она не любила их считать. Поначалу многим ее стиль казался странным, но потом к ней пришло всеобщее признание. Теперь Мин Руйс включена во все школьные учебники как основатель садового функционализма. И многие современные голландские дизайнеры учились у нее. Например, Пит Удольф. Конечно, у него свой стиль, он больше уделяет внимания растениям в дизайне. А для Мин Руйс на первом месте стояла архитектура.
Основой ее дизайна всегда были правильные геометрические линии?
Да, строгие формы, наполненные растениями природного облика. Достаточно взглянуть на ее первый сад, который она сделала еще двадцатилетней девушкой. Мин хотела поэкспериментировать с тенелюбивыми растениями, и родители выделили ей участок между питомником и домом. Так появился маленький квадратный пруд, окруженный папоротниками, хостами и купенами. Зеркало воды увеличивает пространство, и даже спустя сто лет этот простой дизайн работает. На тот момент у нее еще не было специального образования, только идеи.
Кстати, план ее последнего сада тоже очень прост. Это идеально круглая лесная поляна, сплошь покрытая кислицей обыкновенной. Весной глаз не оторвать от ковра из белых мелких цветов. А после кислицы цветут рододендроны. Удивительно простое и изящное решение с использованием минимума материалов.
Весь сад разбит на маленькие тематические садики, связанные между собой в единое целое...
Это связано с тем, что он создавался в течение многих лет. Мин Руйс потихоньку «отвоевывала» территорию у питомника.
Подобная планировка была обусловлена и требованиями времени: частные сады становились все меньше и меньше. И к Мин Руйс все чаще обращались за дизайном небольших участков. Поэтому она решила отчасти стандартизировать дизайн малого сада. Подготовила планировки и посадочные схемы для разных экологических условий и сделала так называемые модельные сады.
Люди могли придти, выбрать вариант, который им подходит, пройти в питомник, купить понравившиеся растения и получить памятку по уходу за ними. Все в одном флаконе.
То есть, в своей работе она ориентировалась на самый широкий круг людей?
Да, она всегда старалась использовать простые дешевые материалы. Например, одна из ее идей – делать подпорные стенки не из дорогого кирпича, а из старых железнодорожных шпал. Они естественно выглядят, прочны и долговечны – как раз то, что надо.
Другую идею можно увидеть в водном саду, пожалуй, самом известном из всех работ Мин Руйс. По поверхности знаменитого пруда, украшающего не одну книжную обложку, проложены дорожки из модулей. Даже вблизи кажется, что они деревянные, а на самом деле это пластик. Сейчас (в 2008 году) этому саду 19 лет, и «водная тропинка» с течением времени становится только привлекательнее.
Меняется ли сад в настоящее время?
Мы не останавливаем наши эксперименты. Например, сделали еще один сад без газона - с почвопокровными растениями.
Или сад в «удольфианском» стиле, где растения сами выбирают себе место и отвоевывают жизненное пространство. Здесь садовнику гораздо меньше работы, чем в английском миксбордере: там всегда нужно что-то подрезать, подвязывать.
Продолжаем работать и со злаками: в саду с «водной» скульптурой главный герой – мискантус Morning Light.
Кстати, злаки прекрасно подчеркивают садовую скульптуру. Даже всего лишь одно растение – щучка Goldschleier – может стать для нее лаконичным и изящным подиумом. Конечно, лучше увидеть это воочию. Приезжайте к нам в гости, взгляните на наши эксперименты.
Идеи Мин Рюис для небольших садов
Газон – совсем не обязательный элемент сада. Он требует пространства и времени, а взамен дает лишь ровную зеленую поверхность. В маленьком саду можно вполне обойтись и без него, заполнив все свободные площади цветниками.
В такой плоской стране, как Нидерланды, любая ступенька в саду производит неизгладимое впечатление. То же самое и в небольшом саду: создайте перепад высоты, и вместе с рельефом неузнаваемо изменится и садовый пейзаж.
Диагональная планировка зрительно расширяет пространство, ведь диагональ – самая длинная прямая линия, заключенная в прямоугольник. Попробуйте проложить дорожку или границу цветника по диагонали вашего небольшого участка, и вы почувствуете, что его размер увеличился.
Если вы планируете посадить живые изгороди, попытайтесь подобрать растения так, чтобы высота «зеленых стен» менялась. Тогда у вас не будет ощущения, что вы в заточении.
Еще немного фотографий.
Садик у дома Мин Руйс.
И сама Мин Руйс.
Анонсы блога в мессенджере Telegram
Мои страницы в фейсбуке и вконтакте, старый блог в ЖЖ и альбомы на Яндекс-фотках.