Эффективность профессиональной ориентации обучающихся во многом зависит от хорошо организованного управления образовательным процессом. Профориентация в школе ведется по индивидуальной системе, пример реализации которой представлен в статье.
Почему следует проводить профориентационную работу в школе
В условиях рыночной экономики характер и цели производственной деятельности меняются кардинальным образом: достижение финансового благополучия становится реальным только благодаря повышению интенсивности труда, готовности брать на себя ответственность, работать на результат. Программа по профориентации в школе должна формироваться с учетом реалий, чтобы обеспечить готовность школьников к трудовым отношениям.
Профориентация в образовательном учреждении подразумевает реализацию несколько направлений профильной деятельности:
- Организационно-методическая работа профориентационной направленности, осуществляемая через оказание помощи учителям в подборе пособий, материалов, диагностических карт во время лекций методических объединений.
- Непосредственная работа с обучающимися: проведение профильных тестов, позволяющих выделить сильные стороны личности и сориентироваться в мире профессий, проведение тренингов по планированию карьеры, организация выездных экскурсий на предприятия, фабрики, производственные мощности, встреч с представителями разных профессий.
- Взаимодействие с родителями: проведение родительских собраний, индивидуальных бесед с целью оказания консультативной помощи детям в вопросе выбора профессии. Заключение договоров с предприятиями, фирмами с целью организации профессиональных проб для школьников.
Скачать план мероприятий по профориентационной работе в школе на 2018 учебный год в .docx
Профориентационная работа в школе: план на учебный год
Цель реализации плана по профориентации в школе: формирование у школьников готовности самостоятельно планировать профессиональный маршрут и карьерный рост в условиях рыночных отношений с учетом своих возможностей, способностей и с учетом требований рынка труда.
Задачи реализации плана организации профориентационной работы в школе:
- оказание консультативной и практической помощи школьникам в профессиональном самоопределении;
- организация взаимодействия образовательного учреждения с представителями производственных объединений, собственниками бизнеса с целью обеспечения преемственности профессионального образования;
- повышение значимости профориентационно важных ресурсов: трудового воспитания, обучения предмету «Технология». Таким образом обеспечивается и профориентация в начальной школе.
- применение нетрадиционных форм и методов работы для обеспечения вариативности профильного обучения;
- адаптация реализуемых профориентационных технологий к потребностям рынка труда;
- проверка эффективности реализации планов профориентационной работы в школе с последующей корректировкой.
При планировании воспитательно-образовательной работы на неделю и составлении плана профиориентационной работы в школе (представлен в приложении) важно учитывать, что реализуемые в образовательной организации мероприятия по профориентации в школе должны быть направлены не выбор процессии каждым учащимся, а на формирование у школьников универсальных качеств, позволяющих осуществить сознательный выбор деятельности, нести ответственность за свое решение, сформировать готовность развиваться и совершенствоваться в профессиональном плане.
Профориентационная работа в школе должна занять важное место в воспитательно-образовательном процессе, поскольку она является связующим элементом между образовательным комплексом и экономикой нашего государства. В масштабах страны очень важно, чтобы каждый учащийся на завершающих этапах школьного обучения нашел возможности наиболее полного удовлетворения своих интересов, реализации трудовых и творческих способностей, определил для себя место в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.