Армянская гитаристка Gohar Vardanyan начала играть на гитаре в родной Армении в возрасте пяти лет под руководством своего отца. В возрасте восьми лет она сделала первое публичное выступление, а также появилась на Национальном телевидении Армении, а позже выступала на многочисленных концертных площадках в Армении. Она продолжила учиться у Antigoni Goni в отделе дошкольного образования Juilliard School. В 2001 году она училась у John Wunsch в Interlochen Arts Academy. Имеет степень магистра Juilliard School, где она училась у Sharon Isbin и степень бакалавра музыки Peabody Conservatory of Music, где училась у Manuel Barrueco.
Получив широкое признание своей техникой и мастерством, Gohar Vardanyan выступает по всей территории Соединенных Штатов для многочисленных гитарных обществ, университетов и организаций искусств, а также в других странах. Кроме того, Gohar Vardanyan является опытным преподавателем, даёт мастер-классы и семинары по технике гитары во время концертных турне, является автором книг по гитаре и видео уроков на YouTube.
Интервью опубликовано 11.09.2017, ссылку на оригинал смотрите в конце этой статьи.
Когда вы начали играть и почему? Или, что привело вас к гитаре изначально?
Я начала играть, когда мне было около 5 лет. Мой папа — гитарист, и он начал обучать меня, как только это стало возможным. Я росла с гитарой, которая звучала дома всё время, играли друзья моего отца, ученики, звучали записи.
Какой репертуар вам нравится исполнять больше всего?
Я склоняюсь к музыке, которая имеет красивые мелодии и вызывает эмоции. Не слишком люблю слащавые произведения или современную музыку. Я люблю играть Баха, но для его достойного исполнения необходимо огромное количество времени и безупречное техническое совершенство, поэтому я не рискую включать его в концертные программы. Я играю его дома ради собственного удовольствия.
На какой гитаре или гитарах вы играете? Струны?
Я играю на гитаре с кедровой декой Jean Rompre, 2012 года . В настоящее время я использую струны Royal Classic Recital (среднее натяжение). Я также люблю Savarez Cantigas и Knobloch Actives QZ Nylon. Я использую только нормальные или средние натяжения.
Какие гитаристы и музыканты оказали на вас наибольшее влияние?
Вначале это касалось Paco de Lucia. Я хотела играть так же, как он, но потом выбрала как карьеру классическую гитару, так что это не совсем сработало. Я слушаю много разных музыкантов, не только гитаристов, но я не могу назвать кого-то одного. Это смесь. Все мои учителя оказали огромное влияние на мою игру: Antigoni Goni, John Wunsch, Manuel Barrueco и Sharon Isbin.
Какие записи, по вашему мнению, являются самыми лучшими отражениями звука гитары?
Мне нравятся все последние альбомы David Russell. Я хотела бы иметь такой же полный и красивый звук на моём следующем компакт-диске.
Какие у вас есть настоящие и планируемые интересные проекты?
Я только что начала новый проект на своем канале YouTube под названием Guitar Etudes. Я делаю видеоролики для Strings by Mail уже несколько лет, мини-уроки гитары мы называем "Lessonettes", а также делаем "Unexplored Repertoire Series", из нот их коллекции. Но в течение нескольких месяцев я думала о том, чтобы делать что-то ещё, кроме моих репертуарных видео на моем собственном канале. Что-то, что было бы полезно для моих учеников и студентов-гитаристов в целом. Поэтому я подумала, что запись различных гитарных этюдов и разговоры об их технической или музыкальной пользе будут хорошей идеей для серии видео. Я, наконец, начала, и собираюсь загружать видео каждый понедельник. На момент, когда я это говорю, уже есть 4 видео, а пятое будет в следующий понедельник.
Насколько много вы занимаетесь?
Когда я училась в школе, я занималась около 4 часов каждый день. В настоящее время я не могу позволить себе такой роскоши. Между преподаванием, созданием видео, ответами на электронные письма и всякими другими мелочами, 4 часа ежедневных занятий становятся весьма сложной задачей. Всякий раз, когда у меня появляется перерыв между концертами, я немного расслабляюсь. Конечно, я занимаюсь, но это не 4 часа, а некоторые дни я вообще пропускаю. Когда идут концерты, то, конечно же, я уделяю приоритетное внимание занятиям, насколько это необходимо.
Структурируете ли вы свои занятия каким-либо конкретным образом?
У меня лично нет жёсткой структуры, и я думаю, никогда не было. Я работаю над тем, над чем нужно работать, и до тех пор, пока над этим нужно работать. Конечно, я всегда пытаюсь найти наиболее эффективный и быстрый способ решить свою задачу, но это не чёткая структура типа "30 минут техники, 2 часа текущего репертуара, 1 час чтения с листа" и тому подобное...
Когда я играю регулярно, я могу сделать 15-минутное техническое разогревание, а затем погрузиться прямо в то, над чем нужно работать. Если я немного не в форме, и чувствую, что мои руки работают не так, как должны, я могу играть 1 час различных технических упражнений в течение нескольких дней.
Я пыталась вести дневники как на бумаге, так и в электронном виде. Это длилось несколько дней, а затем я бросала. Поэтому я решила, что вместо того, чтобы тратить время на выдумывание и планирование, лучше просто сесть и сделать. Мне легче просто помнить и чувствовать.
Однако это работает не для всех. Для многих моих учеников оказалось лучше вести дневник или иметь чёткую структуру своих занятий. Это также сильно зависит от вашего уровня. Когда вы находитесь на стадии обучения, и вам нужно заниматься техникой каждый день, потому что вы ещё не достигли нужного уровня, это требует организованности.
И напротив, имея многолетний опыт, вы уже знаете, что вам нужно сделать в каждый конкретный момент, чтобы улучшить свою игру. Я обычно имею какую-то цель: фиксирую конкретный пассаж, работаю над определённой фразой или тренирую свою выносливость для особо сложной или быстрой пьесы, и так далее. Подобной организации мне достаточно.
Есть ли аспекты гитары, с которыми вы боретесь, или над чем вы всё ещё работаете?
Я бы не называла это борьбой, но я думаю, что всегда есть что-то, что нужно улучшить. Если мы перестанем пытаться быть лучше, чем вчера, мы перестанем расти и прекратим развитие. Каждый раз, когда я разучиваю новую пьесу, это вызов.
Я склонна всегда выбирать пьесы, которые довольно сложны либо потому, что они являются транскрипциями, либо потому, что они страстны, эмоциональны, иногда в быстром темпе и ритмичны. И, образно говоря, чтобы добавить огня, мне нравится подталкивать их к пределу.
Обычно у меня сразу есть представление о том, как я хочу, чтобы это зазвучало. Я никогда не хочу, чтобы музыка звучала как "сложная", другими словами, я хочу, чтобы техника была невидимой. В то же время, сделать исполнение технически безупречным и лёгким, сохранив при этом энергию и страсть пьесы, весьма сложно. Легче опустить шероховатости и сыграть нейтрально и прямо, но это для меня скучно. Я всегда заканчиваю тем, что довожу пьесу до предела по громкости или скорости, и меня заводит, если я не готова на двести процентов. Поэтому я бы сказала, что моя борьба заключается в том, чтобы убрать все шероховатости.
Вы не торопясь запоминаете музыку или имеете специальную технику, которая помогает разучивать музыку на память?
Я задумываюсь о запоминании пьесы, когда это нужно, но поскольку обычно у меня нет установленного срока, я просто позволяю этому произойти естественным образом.
Всякий раз, когда у меня есть крайние сроки, я разбиваю пьесу на небольшие разделы и сознательно запоминаю их, либо визуализируя в дополнение к игре, либо играя и пытаясь заставить мозг понять, что происходит, как я могу повторить это без нот. Если делать это на достаточно маленьких частях, а потом соединять их, это становится не такой уж сложной задачей.
Я думаю, игра наизусть позволяет нам играть пьесу лучше, мы можем соединиться с ней, не отвлекаясь, когда глядим в ноты. И с технической точки зрения, когда вам нужно летать по грифу, намного легче приземлиться в нужном месте, если вы видите, куда идёте.
Вы публиковали какие-либо свои редакции или собираетесь в будущем?
У меня есть четыре книги, изданные для Mel Bay Publications, но это учебные книги. Что касается редакций, я не издавала своих. Честно говоря, многие из них — это время. Требуется много времени, чтобы расшифровать что-то, а затем перевести это в чёткую нотацию. Транскрипцию La Vida Breve, которую я сделала, я просто запомнила, потому что нотная запись — задача, на которую у меня не было времени.
У вас есть любимое упражнение, которое вы используете для разогрева?
Одна из моих книг — о разогреве (Complete Warm-up for Classical Guitar), в ней я показываю основные упражнения, которые я делаю, чтобы разогреться. Ничего необычного, они короткие, но охватывают все вещи, которые, как мне кажется, нужны.
Есть ли у вас какие-либо предконцертные ритуалы?
На самом деле нет. Мне нравится всё делать просто. Я предпочитаю лечь спать как можно раньше, и не делать в этот день ничего другого, кроме преподавания, таким образом мой мозг остаётся свежим для вечернего концерта. На самом деле я бы не рекомендовала делать никаких ритуалов, потому что это было бы похоже на костыли, и кто знает, что произойдет, если я вдруг не смогу их проделать. Поэтому стремления к отдыху и покою для меня достаточно.
Какой самый важный совет по занятиям вы предложите молодым исполнителям?
Не просто играть, а на самом деле заниматься. Играть очень медленно, я имею в виду действительно медленно. Удивительно, как много вы можете увидеть, когда замедляете время и анализируете, что происходит с пальцами между нотами. Я говорю о темпе 50 на метрономе, на каждую ноту, которую вы играете (иногда на две ноты, зависит от пьесы).
Какой репертуар вы считаете необходимым для усвоения учениками школы / консерватории? Почему?
Я не думаю, что есть определённый набор пьес, которые абсолютно необходимо сыграть. Мы все разные, и наши вкусы разные. Тем не менее, я думаю, что важно изучать музыку разных жанров: эпохи Возрождения, барокко, классицизма, романтики и современную. Изучайте их, даже если они вам не нравятся, и когда вы покинете школу, вы никогда больше не будете их играть, но я уверена, что знакомство с разными жанрами важно.
Какие записи должен знать каждый молодой гитарист и почему?
Я думаю, мы все должны быть знакомы с такими легендами гитары, как Сеговия, Брим, Вильямс... Они являются частью нашей истории. Тем не менее, мы также должны идти в ногу со временем, потому что гитара постоянно развивается, лучшие и лучшие исполнители появляются каждый день. С YouTube и интернетом в целом у нас есть невероятные возможности. Мы не должны застревать в прошлом, а искать и находить то, что любим.
Какую последнюю книгу вы прочитали? Любимый автор / авторы?
"Sapiens: A Brief History of Humankind" от Yuval Noah Harari — последняя книга, которую я "читала". Я говорю "читала", потому что на самом деле я её не читала, а в последнее время использую аудиокниги в своих поездках. А из авторов — мне нравятся все книги Dan Brown и Alexander Dumas. Их забавно читать.
Вы следите за своим здоровьем? Упражнения? Следуете определённой диете? Есть ли любимая еда перед концертом?
Я начала бегать около 2,5 лет назад. Почти год я делала это регулярно, 4 раза в неделю как минимум и даже пробежала 25-километровую трассу (что заняло около 3 часов, это не так сложно для кого угодно). Теперь я хожу, когда могу, по 5 километров в своём районе, или, если у меня есть достаточно времени, делаю петлю в 10 километров вокруг Центрального парка (NYC).
У меня нет определённой диеты. Я обычно ем здоровую пищу, не фаст-фуд или жареное. Моя слабость — сладости, но только шоколад, мороженое и пирожные (с шоколадом), никаких случайных конфет. Как ответственный человек, который заботится о том, чтобы не есть слишком много нездоровых сладостей, я стараюсь это ограничить. Мне не всегда удаётся.
Никакой конкретной предконцертной еды. Обычно я отправляюсь на поздний ланч, и после ничего не ем до конца концерта. Я стараюсь не принимать угощение от людей, которые принимают меня или приглашённых, если мне предлагают.
Вы медитируете каким-либо способом?
Нет, я не люблю долго сидеть.
Какой ваш любимый способ провести время, когда вы не занимаетесь?
Мне нравятся прогулки по городу или пешеходные экскурсии.
По материалам статьи Artist Profile and Interview – Gohar Vardanyan