Продолжающиеся более десяти лет археологические исследования в Несс Бродгаре раскрыли удивительный массив неолитических сооружений, в том числе монументальные здания и сотни примеров доисторических произведений искусства. Новости из Несса.
Нет сомнений в том, что в период неолита Оркней был очень особенным местом - его замечательный ряд доисторических структур и церемониальных мест - красноречивое свидетельство этому - и в его сердце, как в прямом, так и в переносном смысле, лежит Несс Бродгара. Этот участок занимает центральное место в Оркнейском архипелаге, лежащем между солёным озером Стеннес (Lochs of Stenness) и пресным озером Харрей (Harray), посреди самого впечатляющего комплекса островных памятников. Кажется очевидным, что это было очень важное место для неолитических оркнейцев и, возможно, в последующем - тоже.
Раскопки показали гораздо более сложную историю, чем это можно было себе представить в начале проекта. Учёные собрали биографию сайта, которая охватывает тысячелетия, от следов мезолитической активности до расцвета неолита, вплоть до раннего бронзового века, с более поздним эпизодом использования этого места в железном веке. С момента их скромного начала более десяти лет назад исследования значительно расширились, но раскопки все еще охватывают менее 10% Несса. Это объект, которому стоит уделять гораздо больше внимания - геофизическое исследование продолжает раскрывать новые возможности, в то время как раскопки выявили глубоко стратифицированный многофазный комплекс, который в настоящее время не имеет параллелей в североатлантической Европе.
В своем зените, в основной фазе, которую в настоящее время изучают учёные (начиная с c.3100 до н.э.), в Несе доминировали огромные отдельно стоящие здания, окруженные массивной каменной стеной. Это было гораздо больше, чем внутреннее поселение: размер, качество и архитектура этих сооружений, а также доказательства существования черепичных крыш, цветных стен и более 800 образцов украшенного камня - не говоря уже о богатых собраниях артефактов, извлеченных из них - все это добавляет к общему пониманию того, что Несс являлся чем-то особенным. Хотя функция площадки, без сомнения, со временем изменилась, в этот пиковый период мы видим, что это место встречи для людей со всего Оркнейского архипелага и, возможно, территорий сопредельных с архипелагом. Зачем? Археология предполагает, что они пировали и обменивались идеями и предметами, в то время как на сайте могли также проводиться ритуалы и празднования «политических» и небесных событий, которые были важны для этого, очевидно, яркого общества.
К истории (предыстории) Несса
Что можно сделать для разработки этого уникального участка? Одна из ключевых целей археологов уже давно связана с тем, чтобы разработать относительную общую хронологию, поскольку для уточнения датировки сайта требуется больше дат, и посмотреть, как Несса вписывается в более широкий неолитический мир. Объект Ness выбрали для включения в проект радиоуглеродного исследования «Времена их жизни» с Аласдэром Уиттлом, Алексом Бейлисом и их командой.
Раньше было заманчиво думать об очень длительном периоде почти непрерывной деятельности на этом поселении, но новые радиоуглеродные даты в сочетании с байесовским статистическим анализом (см. CA 259) вместо этого свидетельствуют о органическом, но порой прерывающемся чёткими паузами развитии. Это образец, который параллелен другим сайтам Оркнея и, по-видимому, отражает более широкие изменения в доисторическом обществе. Новые хронологии также предполагают прямое сравнение с современными соседями Несса в Барнхаузе - поселении, которое использовалось позднее с 32-го по 29-ое столетие до н.э. (CA 131) - и со Стеннскими камнями, вероятно, возведенными к 30-ому столетию ДО НАШЕЙ ЭРЫ. Эти перекрывающиеся истории поднимают интригующие вопросы о взаимосвязи между этими объектами. Были ли они конкурентными или, возможно, отдельными частями одного и того же огромного комплекса? На данный момент такие идеи могут быть предметом спекуляций, но учёные надеются, что анализ, проведённый после раскопок, даст ответ на этот вопрос.
Культурные связи
Долгое время считалось, что Оркней имел особое значение в эпоху неолита, с известным простиранием далеко за пределы архипелага, а в Нессе мы можем видеть интригующие связи с британским материком, которые предполагают, что Несс был известен и уважался за пределами Оркнейских островов. Многочисленные находки намекают на дальние контакты: камень из Аррана (который был найден только на двух участках в Оркни: Барнхаусе и Нессе); янтарные бусины - самая северная их находка в неолите; и поразительные параллели с искусством из долины Бойне в Ирландии.
Особый интерес представлял предмет, открытый в 2017 году, который предлагает связь между Оркнейским и Стоунхенджским пейзажами. На первый взгляд, небольшой, сломанный глиняный артефакт казался довольно непонятным, но, к счастью, Клэр Медь, которая только что закончила исследовательский проект по этому предмету, она сразу же признала его тем, что это было: маленький горшок, известный как «кубок благовоний». Эти керамические предметы, иногда высокохудожественно украшенные, в основном встречаются в ранних эпохах бронзового века и часто связаны с захоронениями. Есть только четыре других примера этого стиля, известных в Великобритании, и все они родом из района Стоунхенджа. Может ли этот маленький объект отражать прямой контакт между Нессом и Стоунхенджем, связав два церемониальных центра на расстоянии сотни миль друг от друга?
Ещё один аспект Несса - это то, что этот объект добавил деталей к пониманию неолитического искусства. До этих раскопок такие произведения были редки в Оркнейском неолите, хотя и относительно распространены по сравнению с остальной Британией, где количество находок все ещё невелико.
Были примеры, известные из Скары Брей; некоторые мотивы, записанные в Машове; камень Пьеровалла и, конечно же, Бродгарский камень (обнаруженный в Нессе в 1925 году, вероятно, из ямы, вырытой в Структуре 8) - увлекательная горстка находок. Один из самых замечательных аспектов Несса Бродгара - это огромное количество декоративных реликвий каменного века. Все основные структуры имеют примеры украшенного камня, их теперь насчитывает более 800, и они варьируются от потрясающих образцов глубоко вырезанных, выклеванных и отмеченных украшений сосудов, до значительной части слегка процарапанных надписей, которые почти незаметны для невооружённого глаза.
Исследование Антонии Томас оказалось очень продуктивным: в Структуре 1, например, всего за одну неделю тщательное обследование выявило 36 новых примеров вырезанного камня. Ряд этих конструкций явно не предназначался для того, чтобы их можно было увидеть, облицовывая стены, и, хотя некоторые украшенные камни, без сомнения, были повторно использованными камнями из других мест, некоторые камни были явно оформлены во время процесса строительства стены. Для этого нет простых объяснений. Размещение камня и его исполнение предполагает, что это не просто украшение или случайный «рисунок». Вместо этого напрашивается вывод, что создание "украшенного" камня является важной частью здания и жизненного процесса, тесно связанного с личностью его создателей.
Предлагаю прочитать:
Оркни. Неолит. Ещё одна цивилизация?
Секрет мегалитических кругов в Эйвбери
Столица Хазарии – неуловимый Итиль
В Турции найдено неизвестное древнее сооружение из камней. Да-а?
Дхаскалио. Древняя цивилизация под боком у Греции
Древнейшая цивилизация открытая в ХХв - Хараппа, - культура "местного разлива"
Как был открыт забытый народ хетты
Улыбка чеширского кота и кое-что из истории кельтов