Найти тему
Финам Инвестиции

Финтех ломает Банки

Виктор Ремша, генеральный партнер FinSight Ventures и председатель совета директоров группы «ФИНАМ», рассказал о том, как новые технологии в области финансов меняют формат потребления и как на этом заработать.

Все новые технологии, которые приходят в финансовую сферу, развиваются на том ландшафте, который формировался долгими годами. Эта прежняя формация построена по определенным бизнес-принципам и имеет свои недостатки, уязвимости. В развитых странах масштаб банковского бизнеса таков, что цена ошибки достаточно велика, поэтому банкам сложно меняться. Конечно, новшества все равно появляются, банки пытаются нагнать определенное технологическое отставание, но вопрос не только в технологиях. Банки привыкли зарабатывать на определенных статьях, им непросто решиться на шаги, которые могут привести к недополучению прибыли для акционеров. Но банки не могут игнорировать стремительный приход новых технологичных компаний на рынок, которые и меняют ландшафт финансового мира. Банки чему-то учатся у финтеха, в чем-то по-прежнему с ним конкурируют, а в определенных сферах — вынуждены сотрудничать.

Первая тенденция касается транзакционной части банковского бизнеса, которую сейчас захватывает финтех. Новые компании привносят на рынок технологичные продукты с низкой себестоимостью и отвоевывают существенную часть бизнеса. К примеру, китайские WeChatи Alipay в 2016 году обработали платежей на сумму около $ 3 трлн по сравнению с $ 80 млрд в 2012 году. Стоимость этих платежных систем, естественно, тоже сильно выросла. WeChatпринадлежит компании Tencent, торгующейся на Гонконгской бирже: Mcap (рыночная капитализация) на начало 2016 года составляла $ 180,89 млрд, в начале 2017 года — уже $ 231,4 млрд, а в декабре 2017-го — $ 487,6 млрд (данные на 19.12.2017). Alipay — платежная система гиганта Alibaba Group, акции которой котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE): Mcap на начало 2016 года — $ 192,67 млрд, на начало 2017 года — $ 219,19 млрд, к концу года — уже $ 438,67 млрд.

Похожая ситуация с американскими публичными компаниями PayPal и Square — они «подбирают» банковский транзакционный бизнес и наращивают свою капитализацию. PayPal торгуется на NASDAQ, рыночная капитализация компании на начало 2016-го составляла $ 42,45 млрд, на начало 2017 года — $ 48,56 млрд, к концу 2017-го — $ 89,54 млрд. В системе PayPal ежедневно совершается более 5 млн транзакций, а за квартал — 1,9 млрд. Общий объем транзакций за квартал составляет $ 114 млрд. Рост отражается и на динамике выручки: 2015 год — $ 9,248 млрд, 2016 год — $ 10,842 млрд, прогноз по 2017 году — $ 12,981 млрд, в 2018 году ожидается выручка на уровне $ 15,239 млрд.

Рыночная капитализация Square, акции которой размещены на NYSE, в начале 2016 года находилась на отметке $ 4,07 млрд, на начало 2017 года составляла $ 4,86 млрд, а к декабрю подскочила в несколько раз — до $ 14,35 млрд. На текущий момент скорость обработки собственных транзакций Square составляет 4,2 сек. Общий объем транзакций за 3-й квартал 2017 года — $ 17,4 млрд (по сравнению с 3-м кварталом 2016-го — $ 13,2 млрд). В 2017 году компания ожидает прибыль на уровне $ 108,59 млн, а прогноз на 2018 год — $ 204,61 млн, на 2019 год — $ 349,48, на 2020 год — $ 541,43 млн, на 2021 год — $ 684,70.

Продолжение интервью