В Эрмитаже, как правило, хранятся лишь подлинные произведения, здесь почти нет копий. Однако иногда и копия может представить немалый интерес. Галерея, построенная архитектором Кваренги в 80-е годы XVIII века, является копией Лоджий Рафаэля.
Лоджии — по-итальянски — открытая галерея. Лоджии Ватиканского дворца были созданы в 1516—1518 гг. по проекту архитектора Браманте и оформлены под руководством Рафаэля его учениками.
Росписи на потолке и стенах, созданные в подлиннике по эскизам Рафаэля его учениками Джулио Романе (1492—1046), Франческо Пенни (1488 — ок. 1528) и др. в технике фрески, были скопированы по приказу Екатерины II на кусках материи в темпере группой художников во главе с X. Унтербергером (1732—1793), затем отправлены в Петербург, где и заняли свое место на стенах специально построенной галереи.
Несмотря на то, что копия не передает всей прелести оригинала, она позволяет все же представить себе один из замечательных памятников Возрождения, почувствовать силу и своеобразие таланта Рафаэля и тех, кто работал совместно с ним.
При первом же взгляде на галерею испытываешь ощущение равновесия, спокойствия, гармоничности.
Перспективное сокращение двенадцати полукруглых арок, которые, опираясь на пилястры стен, поддерживают потолок и одновременно делят его на 13 равных частей, придает архитектуре Лоджий спокойный, равномерный ритм.
И каждой из этих частей соответствуют такие же полукруглые арки над огромными окнами и на противоположной им стене.
Эта ясная, уравновешенная и легко обозримая архитектурная конструкция подчеркнута живописью Рафаэля и его учеников. Таким образом, сложная задача сочетания живописного убранства галереи с ее архитектурными формами нашла здесь совершенное решение.
Расположение картин и орнаментов, масштаб и характер каждого изображения всегда соответствуют его месту в галерее.
Все 52 картины, помещенные крестообразно, по четыре в каждом квадрате потолка, Рафаэль посвящает библейской тематике. Не случайно Лоджии иногда называли «библией Рафаэля».
12 картин, размещенных под зеркалами, также иллюстрируют церковные легенды. Эти картины заполняют прямоугольное пространство между зеркалами и полом.
Узким полосам пилястр соответствуют орнаменты, построенные по вертикали. Многообразие сюжетов и образов, их причудливое сочетание - прием, навеянный, вероятно, «гротесками» - росписями стен античных гротов.
Рафаэль, как и другие мастера Возрождения, с увлечением изучал античную культуру, не только интересовался раскопками древних памятников, но и сам принимал в этих раскопках участие.
Среди многочисленных картин на библейские темы, орнаментов натюрмортов, пейзажей, изображений птиц, животных и растений мы встречаем немало античных образов (богов и мифологических персонажей).
В Лоджиях Ватикана есть, кроме того, скульптурные рельефные украшения, в эрмитажной копии они воспроизведены в живописи. При этом галерея, где сказалась широта интересов ее создателей, их стремление отразить богатство и многообразие жизни, предстает законченным и цельным произведением.
Лоджии Рафаэля — один из наиболее ярких примеров украшения итальянских дворцов эпохи Возрождения.
Ю. Г. Шапиро