Для развития речи малыша очень важное значение имеют звукоподражания (ав-ав, кап-кап, ку-ку …).
Звукоподражание — это повторение звуков природы (например, крики птиц и животных), рефлективных восклицаний людей, звуков, которые издаются предметами.
Звукоподражания — это первые слова в речи малышей. Практически все маленькие дети называют машину — «би-би», собачку — «ав» и «ава». Это объясняется тем, что мотивированные знаки легче осваиваются, и слова-звукоподражания эмоционально окрашены.
Ребенка от 6 месяцев до 2 лет важно регулярно побуждать к общению, предлагать самые простые речевые образцы для воспроизведения: междометия (ах, ой, на!), звукоподражания (би-би, мяу, кап-кап, бах!).
Игра «Чайник». Картинку с изображением чайника показываем ребёнку «Смотри — это чайник. Зовут его Пых. Когда он кипит, то пыхтит он так: «п-п-п-п-п-п»! Давай и мы будем пыхтеть как чайник».
Игра «Насос».Вместе с ребенком покатаем машинку по полу и скажем: «Ой! Смотри, у нашей машины колесо спустилось. Давай будем его накачивать! СС-сс-сс». Имитируем руками движения как накачивают насосом.
Игра «Деревья шумят».
Рассказываем малышу, что когда дует ветер, деревья качаются, листики на них шелестят: «ш-ш-ш-ш-ш». Потом встаем вместе с ребенком, поднимаем руки вверх и покачиваем ими из стороны в сторону, как деревья на ветру, и шуршим: «ш-ш-ш-ш-ш».
Игра «Угадай, что это».
Предложите ребенку послушать и отгадать, что это звучит — насос или деревья шумят. Затем произносите то звук Ш, то звук С, а малыш будет отгадывать, что это: деревья шумят (Ш) или накачивают шину насосом (С). Можно поменяться ролями, пусть теперь ребенок загадывает, а вы отгадывайте.
Игра «Пилим пилой». Показываем ребёнку картинку с изображением пилы и говорим: «Посмотри — это пила. Она пилит и мягко свистит «сь-сь-сь-сь»». Имитируем движения пилы ребром ладони по столу.
Игра «Комарик». Показываем ребенку комара на картинке и говорим: «Это комарик. Он летает и поёт песенку: «з-з-з-з-з»». Изображаем руками движения, как будто ловим комара, потом зажимаем кулачок, подносим к уху и слушаем «з-з-з-з-з», предлагаем ребенку послушать, как комарик поет в кулачке песенку: «з-з-з-з-з».
Игра «Жук». Показываем ребенку картинку с изображением жука. «Это жук. Его зовут Женя. Он очень любит петь песенку-жужжалку. Ты знаешь, как поет жук?» Предложите ребенку посоревноваться, кто из вас прожужжит дольше.
Игра «Чья это песенка».
Предложите ребенку внимательно послушать песенку и отгадать, кто так поет, жучок или комарик. Затем произносите одно то звук ж, то з. Потом предложите ребенку загадывать, а вы будете отгадывать.
Игра «Ёжик».
Покажите ребенку ёжика на картинке и скажите: «Посмотри — это ёжик. Он колючий, сердитый, когда он бегает по лесу, он фыркает: «ф-ф-ф-ф-ф». Давай и мы будем фыркать как ёжики».
Во время повседневного общения в быту взрослый может придумывать множество интересных игр с использованием звукоподражаний.
Игры со звукоподражаниями с опорой на наглядность являются прекрасным средством для активизации функций восприятия и воспроизведения речевых звуков языка общения. У ребенка, научившегося вставать на ножки и ходить, поле обзора заметно расширяется, потребности в познании нового тоже возрастают. В это время он не просто повторяет слова за взрослыми, как эхо, а проявляет активность для высказываний по собственной инициативе. Сначала это будет фраза из одного слова, затем появятся фразы из слов собственного творчества, когда одно его «слово» может состоять из начала первого и конца второго слова. Например: его собственное слово «Апильсять!» нужно будет понимать, как фразу «Апельсин дать!». Количество слов в его фразе может дойти до 3х-4х, но вначале без соблюдения грамматической связи. Эти фразы, чтобы его хорошо поняли, ребенок активно дополняет мимикой, жестами, интонациями, действиями. Поэтому такие высказывания становятся понятными его собеседникам только «здесь» и «сейчас», т.е. соответственно сложившейся ситуации. Таким образом, ребенок осваивает словесное общение на уровне ситуативной речи.
Нравится? Подписывайся и ставь лайки!