Meetup Moscow Digital
Ни для кого не секрет, что за нами постоянно следят. И днем, и ночью. И когда мы спим, и когда бодрствуем. И когда сидим дома, и когда едем в машине. Постоянно.
И мы сами позволяем за нами следить, а иногда и делаем все для того, чтобы слежка была более удобной для того, кто эту слежку осуществляет.
Это в очередной раз подтвердилось во время meetup-а Moscow Digital, посвященного совершенно безобидной на первый взгляд теме - таргетированию онлайн-рекламы.
Как вы уже поняли, за нами, не смыкая глаз, следят мобильные приложения, установленные на наши смартфоны. Как они это делают? Легко! Вы зашли в wi-fi, загрузили новое приложение, оказались в зоне действия сети – и все, вы под колпаком. Дальше уже дело техники.
Данные о пользователях
Какие же данные собираются о пользователе, и как они потом используются.
Набор данных, которые собирают о вас, зависит по большому счету от того, что вы сами предоставляете, и какими возможностями обладают ваши мобильные устройства – телефоны и прочие гаджеты.
Начнем по-порядку:
Местоположение
GPS есть в каждом смартфоне. Очень бы хотелось написать, что GLONASS тоже есть, но пока - увы. Если вы заходите в доступные wi-fi сети, то по ним можно определить, где вы находитесь. Если вы на отдыхе и постите фотографии под пальмами, оттуда вытаскиваются координаты вашего месторасположения.
Датчики
Датчики - это устройства, считывающие дополнительную информацию. Они делают работу с телефоном, планшетом или другим гаджетом удобнее и добавляют устройству дополнительную функциональность. Вот некоторые примеры (далеко не все) таких датчиков:
- Акселерометр (accelerometer, датчик ориентации, датчик ускорения);
- Гироскоп (gyroscope);
- Геомагнитный датчик (geomagnetic field sensor, магнитометр);
- Датчик приближения (proximity sensor);
- Датчик освещенности (light sensor, датчик света);
- Датчик Холла (Hall sensor) - когда мы закрываем обложку, телефон понимает, что надо выключить экран;
- Барометр (pressure sensor);
- Термометр (ambient temperature sensor);
- Датчик влажности (гигрометр);
- Шагомер (step detector);
- Сканер отпечатков пальцев (fingerprint sensor, Touch ID);
- Сканер сетчатки глаза (retina scanner);
- Датчик сердцебиения (измеритель пульса, пульсометр);
- Датчик насыщения крови кислородом SpO2;
- Дозиметр;
- И еще много других...
Запомните - все эти датчики легко использовать против вас.
Кроме того, можно получить информацию, какие приложения установлены у вас на телефоне. Самое хорошее, что может с вами случиться после того, как о вас собрали всю информацию, которую вы, по большому счету, сами предоставляете – это таргетированная реклама.
Как данные превращаются в деньги
Собранные о вас данные, в зависимости от таланта маркетолога, легко превращаются в деньги. Например, уровень заряда батареи вашего смартфона. Проводилось такое исследование. Человек пытался вызвать такси через специальное приложение на телефоне, при этом у него оставалось 2% зарядки. Так вот, стоимость услуг для него оказывалась выше, чем у человека с заряженным телефоном. Все просто - приложение Такси знает, что у вас осталось всего 2%. Так что в следующий раз, когда будете заказывать такси, подумайте, может дешевле будет вначале воткнуть подзарядку, а потом уже делать заказ.
Теперь хороший пример, который уже давно бродит по интернету, для тех, кто любит заниматься спортом: бегать, кататься на лыжах, велосипеде и пр.
Сначала расстрою вас - вы в группе риска!
Strava выложила усредненный маршрут передвижения американских граждан по нетуристическим территориям других стран – в Ираке, Сирии, Афганистане, Сомали.
Эти траектории раскрыли местоположение военных баз — военные не только активно тренируются, но и, как выяснилось, следят за своими достижениями с помощью популярного мобильного приложения.
Непонятно только, зачем Strava это сделала. Производители решили таким образом прорекламировать свой продукт, или продемонстрировать всему миру, где расположены военные базы США?
Так что в следующий раз знайте, что ваш выдающиеся спортивные достижения (вместе с треком) станут известны всем. Хотя бы помните о том, что вы его (трек) куда-то передаете.
Как защититься?
Четыре простых совета от CEO компании Navigine Алексея Панева. (Как потом оказалось, мы вместе с сотрудниками компании Navigine в свое время готовили статью о позиционировании и навигации). Так что тема как раз в точку.
- Купить Айфон. У него данные сильнее защищены, чем на Андроиде. Исторически сложилось, что Андроид всегда догоняет IOS по privacy и отстает от него на 1-2 года.
- Пройтись по всем приложениям и отключить сбор данных.
- Сбросить рекламные идентификаторы. Процесс творческий. Например, у меня на Андроиде это делается в разделе Настройки Google – Реклама. Судя по всему, на разных моделях телефонов эта галочка расположена в разных местах. Этот параметр надо сбрасывать регулярно, он имеет тенденцию к самовосстановлению.
- Завести фэйковые учетные записи. Если вы используете социальные сети на смартфоне, то это все легко провязывается с куками Яндекса и других сборщиков данных.
Напомню, что куки (Cookie) – это фрагмент данных, отправленный вэб-сервером, который хранится на компьютере пользователя. Ваш браузер каждый раз при попытке открыть страницу соответствующего сайта пересылает этот фрагмент данных веб-серверу.
Утверждается, что это безобидный для пользователя код, который хранит ваши данные для вашего же удобства. На самом деле применяется для:
- аутентификации пользователя;
- хранения настроек пользователя;
- отслеживания сеанса доступа пользователя (логин-сессию);
- ведения статистики о пользователях (!).
Как вы уже догадались, выполнить все четыре перечисленных выше пункта практически невозможно. Это означает, что у маркетологов есть шанс воспользоваться данными о вас.
Единственный способ, чтобы о вас не собирали никакой информации – это выкинуть телефон и уехать в деревню.
Даже если выключены блютуз и вайфай, это говорит только о том, что прервано текущее соединение, остальные приложение продолжают благополучно работать и делать свое черное дело.
Так что, если у вас нет паранойи, это еще не значит, что за вами не следят.
Обсудить можно здесь: photo-drive.ru