Найти в Дзене
PLANESPOTTING

Омск: памятник-макет самолету Як-9

Немногие помнят, когда появился Як-9 у заводских проходных. Ветераны завода И.Т. Сурков, В.М. Ступичев уверены: памятник открыли в 1966-м, в год 25-летия завода. По другим данным он установлен в 1968-м вслед за сооружением новых проходных завода и отреставрирован к празднованию 60-летия Победы в 1985-м. В справке, представленной в музее Трудовой славы «Полета», говорится, что автором памятника является В.М. Марченко. Далее читаем: «Самолет изготовлен алюминиевым литьем с последующим уплотнением поверхности методом чеканки. Верхнюю и лицевую кромки пьедестала дополняют обрамления из листовой и трубчатой нержавеющей стали. Высота памятника – 6,5 метра. На его боковых сторонах расположены надписи, изготовленные алюминиевым литьем: «Героям труда в дни Великой Отечественной войны 1941–1945гг.».
Немногие помнят, когда появился Як-9 у заводских проходных. Ветераны завода И.Т. Сурков, В.М. Ступичев уверены: памятник открыли в 1966-м, в год 25-летия завода. По другим данным он установлен в 1968-м вслед за сооружением новых проходных завода и отреставрирован к празднованию 60-летия Победы в 1985-м. В справке, представленной в музее Трудовой славы «Полета», говорится, что автором памятника является В.М. Марченко. Далее читаем: «Самолет изготовлен алюминиевым литьем с последующим уплотнением поверхности методом чеканки. Верхнюю и лицевую кромки пьедестала дополняют обрамления из листовой и трубчатой нержавеющей стали. Высота памятника – 6,5 метра. На его боковых сторонах расположены надписи, изготовленные алюминиевым литьем: «Героям труда в дни Великой Отечественной войны 1941–1945гг.».
Объект памятника, самолет Як-9, коренным полетовцам хорошо известен. Это самый массовый советский истребитель времен Вели-
кой Отечественной. За годы войны этих самолетов построено чуть больше 14 тысяч, в Омске на заводе № 166 – более 3,7 тыс. машин двух 
модификаций. В 1942–1944 гг. омичам удавалось ежегодно удваивать (!) выпуск истребителей. Наибольшее число машин (2203) при-
шлось на Як-9У. Этой модификации, имевшей мощный, форсированный двигатель, на заводе присвоили наименование «изделие № 14». 
Весь коллектив строил новый самолет. Первая серия модифицированных «Яков» собрана в конце 1943-го всего за сорок дней, а с мая 1944-
го завод выпускал по 5 машин в день.
Объект памятника, самолет Як-9, коренным полетовцам хорошо известен. Это самый массовый советский истребитель времен Вели- кой Отечественной. За годы войны этих самолетов построено чуть больше 14 тысяч, в Омске на заводе № 166 – более 3,7 тыс. машин двух модификаций. В 1942–1944 гг. омичам удавалось ежегодно удваивать (!) выпуск истребителей. Наибольшее число машин (2203) при- шлось на Як-9У. Этой модификации, имевшей мощный, форсированный двигатель, на заводе присвоили наименование «изделие № 14». Весь коллектив строил новый самолет. Первая серия модифицированных «Яков» собрана в конце 1943-го всего за сорок дней, а с мая 1944- го завод выпускал по 5 машин в день.
По своим качествам Як-9У превосходил аналогичные машины немцев и с большим успехом применялся в воздушных боях на всех фронтах. Самолет имел сильное вооружение (20 мм пушку и 2 авиационных пулемета), был прост в управлении, обладал скоростью 698 
км/час, дальностью полета 870 км и практическим потолком 11900 метров. На «Яках» омского производства воевали многие части советских ВВС. На них летали и французские летчики полка «Нормандия Неман» 303-й истребительной дивизии генерал-майора Г.М. Захарова.
Основанием для установки памятника явилось совместное решение администрации, профкома, парткома, комитета ВЛКСМ завода, 
согласованное с горисполкомом. Но на деле главным инициатором и «двигателем» проекта стал директор Омского авиазавода Я.В. Колупаев, истинный, до мозга костей самолетчик, который охотно занимался авиационными заказами. Яков Васильевич очень переживал, 
когда на ОАЗ сняли с производства Ту-104, и стремился заполучить на завод такие массовые модели, как Ан-24 и Ил-38 (военный аналог 
Ил-18). Колупаев лично ходил по цехам, где изготовляли памятник «Яку», интересовался ходом работ. Говорят, директор любил гулять 
по аллее, что идет за седьмым корпусом к 65-му цеху. Останавливался у входа в 34-й и шутливо пенял рабочим, устроившим очередной перекур. Иногда заходил, разглядывал «новорожденные» части фюзеляжа, просил не забывать о сроках.
По своим качествам Як-9У превосходил аналогичные машины немцев и с большим успехом применялся в воздушных боях на всех фронтах. Самолет имел сильное вооружение (20 мм пушку и 2 авиационных пулемета), был прост в управлении, обладал скоростью 698 км/час, дальностью полета 870 км и практическим потолком 11900 метров. На «Яках» омского производства воевали многие части советских ВВС. На них летали и французские летчики полка «Нормандия Неман» 303-й истребительной дивизии генерал-майора Г.М. Захарова. Основанием для установки памятника явилось совместное решение администрации, профкома, парткома, комитета ВЛКСМ завода, согласованное с горисполкомом. Но на деле главным инициатором и «двигателем» проекта стал директор Омского авиазавода Я.В. Колупаев, истинный, до мозга костей самолетчик, который охотно занимался авиационными заказами. Яков Васильевич очень переживал, когда на ОАЗ сняли с производства Ту-104, и стремился заполучить на завод такие массовые модели, как Ан-24 и Ил-38 (военный аналог Ил-18). Колупаев лично ходил по цехам, где изготовляли памятник «Яку», интересовался ходом работ. Говорят, директор любил гулять по аллее, что идет за седьмым корпусом к 65-му цеху. Останавливался у входа в 34-й и шутливо пенял рабочим, устроившим очередной перекур. Иногда заходил, разглядывал «новорожденные» части фюзеляжа, просил не забывать о сроках.
Предложений о том, как увековечить Як-9, было несколько. Так, секретарь горкома В.Н. Демченко хотел сделать пьедесталом винт, а 
уже сверху водрузить самолетное изваяние. Была идея установить на постамент настоящий Як-9, который еще можно было на заводе найти 
и «подшаманить» для вечной стоянки. Наверное, стоит пожалеть, что это предложение по каким-то причинам не прошло. То ли самолет был 
слишком убитый, то ли окончательно «помирил» всех алюминиевокремниевый «Як», ставший впоследствии любимцем заводчан и символом производственного объединения «Полет». 
Непосредственных участников изготовления самолетика осталось совсем мало: памятник доверили делать лучшим и, большей частью, самым опытным рабочим. Об этом помнит В.М. Ступичев, тогда молодой мастер слесарного участка 2-го цеха, а после многоопытный ветеран, больше сорока лет отдавший заводу: «Работа была трудоемкая. Одной оснастки, знаете, сколько делали! Оправку (деревянный макет) изготовил 23 цех. У нас во 2-м цехе штамповали крылья и хвостовое оперение самолета. Работали на штампах и падающих молотах, потом вручную металл подгибали. Получали две половины крыльев, которые сваривал, если не ошибаюсь, 10-й цех (по другим сведениям – цех 68 – ред.). Мастерами штамповочного участка тогда были В.Ф. Емельянов и М.В. Шарыкин. А исполняли заказ слесари А.Е. Титов, А.А. Роженцев, А.С. Орлов, Ф.Ф. Синиченков, гипсомодельщик А.Н. Саварский, формовщик В.Д. Нейман, штамповщик С.К. Курячий, все – отличные специалисты. Некоторые были эвакуированы в Омск вместе с заводом».
Предложений о том, как увековечить Як-9, было несколько. Так, секретарь горкома В.Н. Демченко хотел сделать пьедесталом винт, а уже сверху водрузить самолетное изваяние. Была идея установить на постамент настоящий Як-9, который еще можно было на заводе найти и «подшаманить» для вечной стоянки. Наверное, стоит пожалеть, что это предложение по каким-то причинам не прошло. То ли самолет был слишком убитый, то ли окончательно «помирил» всех алюминиевокремниевый «Як», ставший впоследствии любимцем заводчан и символом производственного объединения «Полет». Непосредственных участников изготовления самолетика осталось совсем мало: памятник доверили делать лучшим и, большей частью, самым опытным рабочим. Об этом помнит В.М. Ступичев, тогда молодой мастер слесарного участка 2-го цеха, а после многоопытный ветеран, больше сорока лет отдавший заводу: «Работа была трудоемкая. Одной оснастки, знаете, сколько делали! Оправку (деревянный макет) изготовил 23 цех. У нас во 2-м цехе штамповали крылья и хвостовое оперение самолета. Работали на штампах и падающих молотах, потом вручную металл подгибали. Получали две половины крыльев, которые сваривал, если не ошибаюсь, 10-й цех (по другим сведениям – цех 68 – ред.). Мастерами штамповочного участка тогда были В.Ф. Емельянов и М.В. Шарыкин. А исполняли заказ слесари А.Е. Титов, А.А. Роженцев, А.С. Орлов, Ф.Ф. Синиченков, гипсомодельщик А.Н. Саварский, формовщик В.Д. Нейман, штамповщик С.К. Курячий, все – отличные специалисты. Некоторые были эвакуированы в Омск вместе с заводом».

Метки: