Произошедший с оглушительным треском распад СССР стал не только началом новой эпохи в истории нашей страны и причиной тяжелых вздохов наших бабушек и дедушек о том, как здорово было раньше, но и отправной точкой в развитии наркобизнеса в России. Да, тяжелые девяностые известны охватившей всю страну эпидемии наркомании. А Петербург, привыкший к всевозможным «самым» рядом со своим названием, не мог не отличиться и здесь.
Само собой, в СССР тоже были наркотики, но найти их было очень трудно, соответственно, распространялись они медленно и обычно внутри контркультурных тусовок, вдохновлённых хиппи и прочими нонконформистами, а любые прецеденты, связанные с наркотиками, жестко карались скрипящей машиной советского правосудия. Но «перестройка» переворачивает и эту игру, кардинально изменяя её ход. Так, за период с 1984 по 1990 количество наркоманов удвоилось с 35254 до 67622 человек (по данным Министерства здравоохранения СССР).
Вместе с «парадом суверенитетов» и ослаблением государственной власти, потребление наркотиков в России увеличивается ещё больше и достигает невероятных размеров. Здесь-то на авансцену и выходит наш любимый город как главный транзитный пункт на пути безудержного наркотрафика.
Географическое расположение Петербурга, приглянувшееся 300 лет назад Великому Петру, притянуло и многочисленных наркодиллеров – Петербург находился прямо на пересечении самых активных каналов поставки наркотиков из Средней Азии прямиком в Европу. Естественно, значительная часть товара оставалась в городе и распространялась среди граждан – спрос был достаточно высок.
В качестве обители наркоторговли обычно вспоминают о Правобережном рынке, который неоднократно громили конкурирующие мафиозные группировки и Невском районе в целом. Удивительно, но и по сей день он этот район остается самым «популярным» для распространения наркотиков (по данным ГУ МВД по Санкт-Петербургу на 2017 год зарегистрировано 865 случаев употребления наркотиков).
В конце девяностых - начале нулевых одной из основных точек наркоторговли была гостиница «Октябрьская», а точнее кафе, расположенное в ней. Даже если вы зашли бы туда просто как посетитель, то к вашей выдающейся персоне тут же слетелась бы куча дилеров, предлагающих свой товар. В случае если вы действительно оказывались желающим вкусить сего запретного плода, то вас бы направляли в гостиничный номер, где и осуществлялись сделки купли-продажи. Помимо гостиницы наркоту зачастую толкали в местах сосредоточения молодежи – в общагах и университетских кафе. К услугам покупателей любых возрастов существовали универсальные точки продажи – станции метро. У Сенной, Владимирской и Ломоносовской – самые известные. Ассортимент поражал воображение – конопля, опий, кетамин, эфедрин.
Головной болью милиции тогда были не только покупатели, но и продавцы. В 1993 году начались жестокие разборки внутри азербайджанской мафиозной группировки, контролировавшей, наряду с другими этническими группировками (например, цыганскими), практически весь наркотрафик Петербурга. Результатом борьбы за петербургский наркорынок стали несколько убийств, вписавшихся в известный нам (но довольно однобокий) портрет лихих девяностых.
Если говорить о второй по важности группировке наркоторговцев – цыганской, то свою зону влияния они обозначили на окраинах города, в районе Ржевки, где и селились приезжие цыгане. Туда же относятся и Всеволожск, и Горелово.
Такая активная деятельность дилеров не могла не привести к печальным последствиям. Полуразрушенная страна в экономическом кризисе не была готова к страшной эпидемии ВИЧ. Попросту не было достаточной практики лечения болезни, считавшейся проклятьем гомосексуалов.
Если говорить о Петербурге, то с конца 1980-ых - начала 1990 года и вплоть до 2012 года заболеваемость ВИЧ была выше, чем в других регионах. Соответственно, по заболеваемости, так же, как и по обороту наркотиков вперед вырывается Невский район (более двухста зарегистрированных больных). Всего в период с 1987 года по 2016 год в Петербурге зафиксировано 53 тысячи случаев заражения ВИЧ.
На сегодняшний день обстановка с наркотиками и ВИЧ в Петербурге оставляет желать лучшего. Город остается важнейшим транзитным пунктом, через который психоактивные вещества распространяются по всей стране. Из стран СНГ приходят опиум и героин, а из Прибалтики – синтетические наркотики и гашиш. По-прежнему, число дилеров остается немалым. Можно судить об этом по постоянно встречающимся на стенах зданий и асфальте предложений о покупке солей, спайсов и прочих сомнительных удовольствий. В 2017 году в Петербурге, по данным МВД, было раскрыто 7834 преступления, связанных с наркотиками. Сколько их происходит на самом деле – неизвестно.
В 2016 году Петербург вошел в топ-20 российских городов по числу ВИЧ-инфицированных. На тот момент их зарегистрировано 61307, и их количество продолжает расти. Несмотря на то, что количество зараженных вследствие употребления наркотиков снизилось, психоактивные вещества остаются крайне острой проблемой для жизни города.
К сожалению, ВИЧ и его распространение долгое время оставался вопросом, не выносящимся на публичное осуждение в российском обществе. Официально никогда власти не говорили об эпидемии ВИЧ, хотя как минимум две крупные вспышки заболеваемости уже произошли в новейшей истории России. Пару лет назад СМИ предали огласке реальные цифры статистики (в том числе и указанные выше), обратив внимание общественности к этой проблеме. Но его по-прежнему недостаточно. ВИЧ-профилактика, как и политика государства в отношении наркотиков требует тщательной доработки и контроля со стороны общества.