На этом фото можно увидеть редкое фотосвидетельство того, как выглядели вологодские деревни в процессе затопления. На фото: село Мегра, малая родина поэта Сергея Орлова. Из коллекции музея Сергея Орлова в г. Белозерске.
Это уже Чукотка, село Марково. Во время наводнений по селу можно было передвигаться только на лодках. На переднем плане лодка-долблёнка, каюк.
Наводнение в Нарьян-Маре
Наводнение в Соломбале (район Архангельска) . Фотография 1950-х годов
И снова наводнение в Соломбале.
Про наводнение в Архангельске в 1881 году, кстати, есть статья Михаила Лощилова, опубликованная в «Правде Севера», от 20.04.2000 года:
«Весна 1881 года выдалась на редкость затяжной и холодной...Ледоход развивался медленно и только во второй половине дня 26 апреля (8 мая) подошел к Архангельску.
... Голова ледохода благополучно миновала город, и казалось, что на этот раз весенняя стихия не принесет сколько-нибудь существенных проблем как жителям ежегодно подтопляемой Соломбалы, так и разделявшим их судьбу крестьянам пригородных островных деревень...Но в девятом часу дувший весь день северный ветер усилился, пошел снег, движение ледохода замедлилось, и в начале десятого он остановился, причем затор образовался напротив города. Проснувшиеся в понедельник, 27 апреля, архангелогородцы были поражены увиденным: покрытый снегом город, трехградусный мороз и ледяные массы, наглухо забившие русло Двины и поднявшиеся почти вровень с высоким городским берегом.
Жителям же более низменной южной части города (примерно, начиная с нынешней ул. «Правды») было уже не до удивления - вода не только залила улицы и дворы, но и проникла в квартиры первых этажей домов. При этом она постоянно прибывала...
Глазам вновь пришедших на набережную горожан предстала приводящая в ужас картина: бескрайняя, торосистая, скрепленная морозом ледяная равнина, покрытая снегом, с чернеющими крышами кегостровских домов. На следующий день подъем воды продолжался...
Положение в Вознесенской, Заостровской, Лисестровской и отчасти Княжестровской волостях было катастрофическим. Одноэтажные дома оказались полностью затопленными, у стоявших в низких местах двухэтажных вода доходила до крыш, а у находившихся повыше она достигала середины оконных рам вторых этажей.
По мере подъема воды крестьяне сначала загоняли скот в комнаты, затем поднимали его на вторые этажи, а в одноэтажных домах - на чердаки и крыши. Когда же и там становилось небезопасно, скот буквально на руках вытаскивали через окна, грузили в карбасы и отвозили в неподвластные стихии деревни.
...Тем же, кто не пожелал покинуть дом, имущество и оставшийся скот, пришлось на чердаках и крышах провести четверо суток в самых нетерпимых условиях: сильный ветер, периодически шедший снег, ночные холода (до 4 - 5 градусов мороза), невозможность ни обсушиться, ни согреться, ни приготовить пищу. Но самое страшное их ждало еще впереди...
В ночь на 1 (13) мая затор наконец-то прорвало и копившая все эти дни энергию вода, увлекая за собой зажатые льдинами дома, амбары, бани и другие постройки, устремилась через острова напрямик к морю. Однако в отношении заречных деревень самые мрачные предположения оправдались. В Лисестровской волости было унесено в море 37, сдвинуто с мест и повреждено 24 дома, в Заостровской - соответственно 26 и 11, в Вознесенской - 14 и 36. В последней волости недосчита лись хлебного общественного магазина с 1250 пудами ржаной муки, в Нижнерыболовской деревне - магазина с 138 пудами ячменя...Трудно в это поверить, но по официальным данным никто из островитян не погиб. Зато суммарный ущерб составил астрономическую по тем временам цифру - 138449 рублей.
Конечно же, досталось и Apxaнгельску... Однако эти затруднения и ущерб не шли ни в какое сравнение с горем пригородных крестьян. Они, оказавшиеся без своих домов, лишившиеся продуктов питания, семян для посева, частично скота и имущества, нуждались в незамедлительной помощи.
...Именно в те дни вышеупомянутая губернская газета, посвятившая пространную статью последствиям весеннего разгула стихии, писала, что «улицы Архангельска вновь наводнены — на этот раз нищими. Их как никогда много, они толпами бродят по городу, стоят на каждом углу и, прося на пропитание, ежедневно стучатся в двери...».
А это не фото, а просто интересная картина. Называется "Разлив". Автор Размыслов Аркадий Алексеевич. Художник изобразил воображаемую панораму г. Усть-Сысольска с противоположного берега р. Сысолы.