Найти в Дзене
Content.Guru

Как написать текст: инструкция для начинающих авторов

Оглавление

Это руководство мы подготовили для читателей, которые только начинают писать тексты на заказ. В нем мы расскажем:

  • Какой должна быть структура текста
  • Как написать черновик и отредактировать его
  • Какие иллюстрации подобрать к тексту
  • Как проверить факты и вычитать текст

Написать хороший текст без предварительного сбора информации практически невозможно. Почитайте нашу статью о том, как подготовиться к написанию текста.

Читайте также: Как подготовиться к написанию текста

Шаг 1: Продумать структуру и написать тезисный план текста

Некоторые авторы текстов начинают работу сразу с написания черновика, минуя подготовительный этап и проработку структуры. Такой подход оправдает себя, только если вы уже хорошо знакомы с темой и пишете тексты не первый год.

Чтобы понять, какой должна быть структура текста, просмотрите несколько страниц из топа поисковой выдачи — что у них в заголовках, на какие структурные элементы разделен текст. После этого попробуйте придумать что-то свое, стараясь сделать структуру полнее, понятнее и интереснее, чем у конкурентов.

Если вы не пропустили подготовительный этап, то примерная структура будущего текста у вас уже видна. Осталось только расставить пункты в нужной последовательности, придумать заголовки, усилить слабые места и добавить недостающие главы.

Вот так выглядела структура этого текста до написания первого черновика
Вот так выглядела структура этого текста до написания первого черновика

Структура должна быть:

Одноуровневой. Когда в тексте много пунктов, подпунктов и сносок, читателю сложнее сосредоточиться и уловить суть повествования. О том, как и зачем избавляться от вложенной структуры читайте в заметке Максима Ильяхова «Вложенная структура — атата».

Понятной. Идеально — когда по названиям пунктов можно понять, о чем этот текст. Постарайтесь не использовать метафоричные и непонятные заголовков. Они путают читателей и мешают быстрому пониманию текста.

Например, мы готовим статью на тему: «Как найти целевую аудиторию». Пишем заголовки:

Плохо

Свет мой, зеркальце, скажи...    

На зарядку становись

Ты неси меня река

Нормально

Сбор и сегментация целевой аудитории

Куда направлять собранную аудиторию

Что делать дальше

Логичной и последовательной. Все заголовки разделов должны соответствовать основной цели текста и быть расположены в логической последовательности. Например, не стоит в рецептах блюд сначала писать о подаче блюда, потом о необходимых девайсах, а вперемешку с процессом приготовления добавлять историю его возникновения и список продуктов.

В мире читателя. Стройте повествование не вокруг свойств продукта или явления, а вокруг человеческих ситуаций. Читателю будет проще сориентироваться в тексте и найти важную для себя информацию.

Рассказываем, как выбрать пряжу для вязания спицами:

Плохо

Шерсть

Акрил

Хлопок

Полиэстер

Нормально

Для детских вещей

Для домашнего текстиля

Для летних вещей

Для зимних вещей

Обе структуры логичные, но одна из них формальная, а вторая — полезная и понятная для читателя.

Когда структура готова, можно распределять тезисы по пунктам. С этого момента уже становится понятно — как будет выглядеть текст в конце работы.

Записывайте все так, чтобы вам было комфортно работать дальше над текстом. Не загоняйте себя в рамки
Записывайте все так, чтобы вам было комфортно работать дальше над текстом. Не загоняйте себя в рамки

В некоторых случаях авторы сразу переходят к написанию тезисного плана или даже первого черновика. Прорабатывать структуру можно и во время редактуры.

Шпаргалка:

  • Продумайте структуру будущего текста
  • Она должна быть одноуровневая, понятная, логичная, последовательная, в мире читателя

Шаг 2: Написать первый черновик

Если вы не пропустили предыдущий этап работы, то для написания первого черновика вам просто нужно дописать вводные и объединить тезисы в связный текст.

Если после сбора информации вы сразу же приступили к работе над текстом, просто последовательно пишите все, что вам известно по теме. Чтобы сэкономить время и не потерять мысль, не задумывайтесь над формой: опечатками, повторами, ошибками, неверным построением предложений. От них вы избавитесь на этапе редактуры.

Во время написания черновика некоторые авторы отключают интернет, чтобы не было соблазна отвлечься и погрязнуть в проверке почты или ленте социальных сетей. Если какой-то информации явно не хватает, сделайте себе пометку цветом или комментарием и оставьте этот фрагмент до этапа редактуры.

Комментарием выделена недостающая ссылка, а желтым маркером — информация
Комментарием выделена недостающая ссылка, а желтым маркером — информация

Тот текст, который у вас получился на этом этапе, еще сырой. Не стоит сразу его показывать клиенту, если вы предварительно не договорились об этом.

Но бывают случаи, когда показать черновик клиенту нужно:

  • Если он требует постоянного отчета о проделанной работе
  • Если клиент — профессионал и может посоветовать что-то дельное
  • Если текст сложный, и вы не уверены, что правильно поняли задачу

Вовремя обнаруженные ошибки или недопонимание облегчают согласование окончательного варианта и уменьшают временные затраты на внесение правок.

Шпаргалка:

  • Не задумывайтесь над формулировками
  • Не пытайтесь писать без ошибок
  • Не отвлекайтесь в процессе
  • Не показывайте этот черновик клиенту без необходимости

Шаг 3: Отредактировать черновик — работа над смыслом

Дайте первому черновику отлежаться хотя бы один час, прежде чем приступите к его редактированию. Вы немного отдохнете от него и отвлечетесь, что позволит заметить вам больше неточностей и слабых мест в тексте.

Если у вас нет даже 60 минут, чтобы отвлечься от текста:

  • Скопируйте его в любой сервис для проверки технических характеристик текста с возможностью редактирования (например, в «Главред» или «Орфограммку»)
  • Смените фон страницы, размер, цвет или начертание шрифта
  • Пересядьте за устройство с другой диагональю экрана

Такие манипуляции помогут немного отстраниться от текста и увидеть его свежим взглядом.

В этот подход редактуры не обращайте внимание на опечатки и ошибки, к ним вы вернетесь на следующих этапах. Попробуйте полностью погрузиться в смысл написанного. Удаляйте и переставляйте любые фрагменты текста. Следите за тем, чтобы при перестановке отдельных предложений и абзацев у вас не ломалась логика повествования.

Ваша главная задача на этом этапе — улучшение структуры текста. Переставляйте местами предложения, абзацы и целые разделы текста, чтобы сделать его структуру максимально линейной и понятной читателю.

Делайте пометки в тексте и записывайте все, что приходит в голову, во время редактуры, чтобы не упустить интересную мысль
Делайте пометки в тексте и записывайте все, что приходит в голову, во время редактуры, чтобы не упустить интересную мысль

Если в каком-то разделе явно недостаточно информации, ищите новые факты, чтобы его дополнить. Если найти ничего не удалось, удалите раздел, попробуйте объединить его с другим схожим по смыслу или удалите. Иногда может понадобиться экспертный комментарий. Попробуйте взять его у клиента или воспользоваться специализированными порталами (например, PressFeed).

Максим Ильяхов, главный редактор «Т—Ж», в «Курсе молодого бойца» пишет о том, что на этапе редактуры он может выбросить из статьи целые разделы, если материал получился слабым.

Шпаргалка:

  • Отвлекитесь перед редактурой
  • Дополняйте слабые места новыми фактами
  • Убирайте лишнее
  • Если текст неудачный — перепишите

Шаг 4: Отредактировать черновик — работа над словами

На этом этапе пора приступать к редактуре текста на уровне слов. Между подходами дайте материалу «отдохнуть» хотя бы 30 минут.

Избавляйтесь от всей словесной шелухи:

  • Оценочных суждений: радует, впечатляет, возмущает, лучше, хуже
  • Канцелярита: осуществляет, данный
  • Излишних синтаксических конструкций: находился в состоянии алкогольного опьянения → был пьян)

Чтобы найти лишние слова было проще, воспользуйтесь сервисом «Главред». Он подсвечивает все стоп-слова, шаблонные выражения и прочий словесный мусор. Но не стоит бездумно вычищать все, что подчеркивает Главред, — иногда он ошибается.

«Главред» подчеркнул лишние по его мнение слова, но в некоторых случаях избавиться от них нельзя
«Главред» подчеркнул лишние по его мнение слова, но в некоторых случаях избавиться от них нельзя

На этом же этапе нужно проверить, как часто встречаются однокоренные слова в одном и соседних предложениях. Смело избавляйтесь от всех неоправданных повторов. Если вы устали и уже не замечаете тавтологии, проверьте текст в Орфограммке на вкладке «Красота». Идеальный вариант, если в любых двух соседних предложениях не повторяются однокоренные слова.

Для небольших текстов можно совместить третий, четвертый и шестой шаг в один, и работать над смыслом, словами и предложениями одновременно. Эффективность работы зависит от вашего опыта и внимательности.

Шпаргалка:

  • Отвлекитесь перед редактурой
  • Удалите весь словесный мусор
  • Дополните фактами, если их не хватает

Шаг 5: Подобрать иллюстрации, расставить их по тексту и написать подписи

Иллюстрации — первое (а иногда и последнее), что видит читатель, от них во многом зависит успех текста. Хорошие иллюстрации могут вытянуть даже слабую статью, а плохие способны потопить сильную.

Основное условие выбора формата иллюстраций — контекст материала. Они должны продолжать и поддерживать основную мысль текста, помогать автору объяснить смысл написанного.

Иллюстрациями к тексту могут быть не только изображения, но и текстовые примеры, таблицы, схемы, графики, анимации или видео.

Подробнее о видах иллюстраций читайте в нашем «Руководстве по иллюстрированию»

Людмила Сарычева, соавтор книги «Пиши, сокращай», составила собственный путеводитель по иллюстрациям к тексту. В нем по полочкам разложено какими должны и не должны быть иллюстрации.

Бывает, что для некоторых текстов удобно делать иллюстрации по ходу работы или даже готовить их заранее. Это могут быть материалы, в которых:

  • Все повествование опирается на примеры, расставленные в определенной последовательности (например, если вы пишете о правилах общения с клиентами на разных этапах взаимодействия или на подобные темы)
  • Иллюстрации — основа текста (например, если вы делаете подробную инструкцию об использовании какой-нибудь программы)

Шпаргалка:

  • Иллюстрации и подписи к ним не должны дублировать основной текст
  • Иллюстрацией могут быть аккуратно сверстанные примеры, таблицы, графики, анимации, скриншоты, видео, коллажи, авторские изображения
  • Используйте иллюстрации, которые подтверждают или дополняют текст, если это возможно
  • Если тема абстрактная — либо оставьте текст без иллюстраций, либо придумайте сложную метафору
  • Если есть выбор: рафинированные картинки из фотостока или жизненные, но среднего качества — выбирайте жизнь

Шаг 6: Отредактировать черновик — работа над предложениями

Этот этап редактуры можно объединить с третьим и четвертым шагом: редактурой текста на уровне слов и смысла.

Прочитайте полученный текст вслух, включая подписи к изображениям. Так вы найдете сложные моменты: не хватило дыхания на одно предложение, сложно проговорить подряд несколько длинных слов, неправильный порядок слов. Исправьте их. Там, где споткнулись вы, споткнутся и читатели.

Это связано с тем, что некоторые люди во время чтения мысленно или шепотом проговаривают текст. Все сложные места могут стать причиной того, что читатель закроет текст и покинет сайт.

Читать свой текст вслух советуют Максим Ильяхов в своем блоге, Сергей Абдульманов в книге «Евангелист бизнеса» и другие редакторы и маркетологи.

Повторяйте этот этап несколько раз, пока в тексте не останется сложных и неоднозначных узлов.

Шпаргалка:

  • Прочитайте текст вслух несколько раз и перепишите все сложные места
  • Повторяйте этот этап до тех пор, пока сложных узлов в тексте не останется

Шаг 7: Проверить факты и вычитать текст

В текстах могут встречаться не только смысловые или орфографические ошибки, но и фактологические. Чаще всего они встречаются при упоминании законодательных актов, дат и чисел, названий документов, имен.

Эти ошибки может пропустить клиент. Читатели же все равно заметят и напишут об этом в комментариях к тексту или в соцсетях. Это может негативно отразиться на репутации компании и автора.

Проводите проверку фактов до вычитки, ведь в процессе вы, возможно, найдете ошибку и придется переписывать какой-то фрагмент текста.


Чтобы облегчить проверку фактов, выделите все даты, имена, отсылки к законодательным актам и докладам любым цветом. Последовательно проверьте факты. Для этого используйте первоисточники, ведь авторы на других сайтах тоже могли допустить ошибку.

Для специфических тем (медицина, юриспруденция, фармакология и подобные), постарайтесь привлечь к фактчекингу эксперта. Он заметит те ошибки в фактах, которые в большинстве случаев пропускают неспециалисты.

Автор-неюрист не проверил факты, поэтому за него это сделали пользователи соцсетей. Подобные ошибки могут отпугнуть клиентов юридической компании, которые разбираются в этой теме
Автор-неюрист не проверил факты, поэтому за него это сделали пользователи соцсетей. Подобные ошибки могут отпугнуть клиентов юридической компании, которые разбираются в этой теме

Если вы сомневаетесь в собственных знаниях русского языка или корректоре, с которым работаете, проверьте текст еще раз в сервисе для проверки орфографии.

Шпаргалка:

  • Проверяйте достоверность фактов в тексте
  • Обязательно вычитывайте текст
  • Если сомневаетесь в своих знаниях — привлеките корректора или воспользуйтесь сервисами для проверки орфографии

Шаг 8: Проверить текст на соответствие техническим показателям

Читайте также: Обзор сервисов для проверки орфографии

Иногда в требованиях тексту заказчики прописывают технические показатели: водность, тошноту, уникальность, читабельность, естественность и другие параметры. Проверять текст на соответствие стоит уже после всех этапов редактуры и вычитки.

Иногда даже несущественное изменение порядка слов может существенно повлиять на общую уникальность текста или другие параметры, поэтому проверять на соответствие всем показателям нужно в конце работы.

После проверки текста по всем параметрам, если вы не вносили никаких правок, можно отправлять его клиенту.

Если же изменения были, снова вычитайте текст и только после этого отправляйте клиенту.

Шпаргалка:

  • Если есть требования к техническим показателям — их нужно выполнить
  • Если что-то меняли в тексте — вычитайте его еще раз

Подведем итоги

Чтобы написать текст, нужно:

  • Продумать структуру и составить тезисный план
  • Написать первый черновик
  • Отредактировать его, уделив внимание смыслу, словам и предложениям
  • Подобрать иллюстрации
  • Проверить факты и вычитать текст
  • Проверить его на соответствие техническим показателям

Наш алгоритм — своеобразная база. Его можно усовершенствовать под свои потребности. Меняйте шаги местами, объединяйте. Ищите свой «рецепт», следуя которому вы будете стабильно писать качественные тексты.

Источник: статья на Content.Guru Как написать текст: инструкция для начинающих авторов
Больше полезных материалов → ru.content.guru

-7