Это руководство мы подготовили для читателей, которые только начинают писать тексты на заказ. В нем мы расскажем:
- Какой должна быть структура текста
- Как написать черновик и отредактировать его
- Какие иллюстрации подобрать к тексту
- Как проверить факты и вычитать текст
Написать хороший текст без предварительного сбора информации практически невозможно. Почитайте нашу статью о том, как подготовиться к написанию текста.
Читайте также: Как подготовиться к написанию текста
Шаг 1: Продумать структуру и написать тезисный план текста
Некоторые авторы текстов начинают работу сразу с написания черновика, минуя подготовительный этап и проработку структуры. Такой подход оправдает себя, только если вы уже хорошо знакомы с темой и пишете тексты не первый год.
Чтобы понять, какой должна быть структура текста, просмотрите несколько страниц из топа поисковой выдачи — что у них в заголовках, на какие структурные элементы разделен текст. После этого попробуйте придумать что-то свое, стараясь сделать структуру полнее, понятнее и интереснее, чем у конкурентов.
Если вы не пропустили подготовительный этап, то примерная структура будущего текста у вас уже видна. Осталось только расставить пункты в нужной последовательности, придумать заголовки, усилить слабые места и добавить недостающие главы.
Структура должна быть:
Одноуровневой. Когда в тексте много пунктов, подпунктов и сносок, читателю сложнее сосредоточиться и уловить суть повествования. О том, как и зачем избавляться от вложенной структуры читайте в заметке Максима Ильяхова «Вложенная структура — атата».
Понятной. Идеально — когда по названиям пунктов можно понять, о чем этот текст. Постарайтесь не использовать метафоричные и непонятные заголовков. Они путают читателей и мешают быстрому пониманию текста.
Например, мы готовим статью на тему: «Как найти целевую аудиторию». Пишем заголовки:
Плохо
Свет мой, зеркальце, скажи...
На зарядку становись
Ты неси меня река
Нормально
Сбор и сегментация целевой аудитории
Куда направлять собранную аудиторию
Что делать дальше
Логичной и последовательной. Все заголовки разделов должны соответствовать основной цели текста и быть расположены в логической последовательности. Например, не стоит в рецептах блюд сначала писать о подаче блюда, потом о необходимых девайсах, а вперемешку с процессом приготовления добавлять историю его возникновения и список продуктов.
В мире читателя. Стройте повествование не вокруг свойств продукта или явления, а вокруг человеческих ситуаций. Читателю будет проще сориентироваться в тексте и найти важную для себя информацию.
Рассказываем, как выбрать пряжу для вязания спицами:
Плохо
Шерсть
Акрил
Хлопок
Полиэстер
Нормально
Для детских вещей
Для домашнего текстиля
Для летних вещей
Для зимних вещей
Обе структуры логичные, но одна из них формальная, а вторая — полезная и понятная для читателя.
Когда структура готова, можно распределять тезисы по пунктам. С этого момента уже становится понятно — как будет выглядеть текст в конце работы.
В некоторых случаях авторы сразу переходят к написанию тезисного плана или даже первого черновика. Прорабатывать структуру можно и во время редактуры.
Шпаргалка:
- Продумайте структуру будущего текста
- Она должна быть одноуровневая, понятная, логичная, последовательная, в мире читателя
Шаг 2: Написать первый черновик
Если вы не пропустили предыдущий этап работы, то для написания первого черновика вам просто нужно дописать вводные и объединить тезисы в связный текст.
Если после сбора информации вы сразу же приступили к работе над текстом, просто последовательно пишите все, что вам известно по теме. Чтобы сэкономить время и не потерять мысль, не задумывайтесь над формой: опечатками, повторами, ошибками, неверным построением предложений. От них вы избавитесь на этапе редактуры.
Во время написания черновика некоторые авторы отключают интернет, чтобы не было соблазна отвлечься и погрязнуть в проверке почты или ленте социальных сетей. Если какой-то информации явно не хватает, сделайте себе пометку цветом или комментарием и оставьте этот фрагмент до этапа редактуры.
Тот текст, который у вас получился на этом этапе, еще сырой. Не стоит сразу его показывать клиенту, если вы предварительно не договорились об этом.
Но бывают случаи, когда показать черновик клиенту нужно:
- Если он требует постоянного отчета о проделанной работе
- Если клиент — профессионал и может посоветовать что-то дельное
- Если текст сложный, и вы не уверены, что правильно поняли задачу
Вовремя обнаруженные ошибки или недопонимание облегчают согласование окончательного варианта и уменьшают временные затраты на внесение правок.
Шпаргалка:
- Не задумывайтесь над формулировками
- Не пытайтесь писать без ошибок
- Не отвлекайтесь в процессе
- Не показывайте этот черновик клиенту без необходимости
Шаг 3: Отредактировать черновик — работа над смыслом
Дайте первому черновику отлежаться хотя бы один час, прежде чем приступите к его редактированию. Вы немного отдохнете от него и отвлечетесь, что позволит заметить вам больше неточностей и слабых мест в тексте.
Если у вас нет даже 60 минут, чтобы отвлечься от текста:
- Скопируйте его в любой сервис для проверки технических характеристик текста с возможностью редактирования (например, в «Главред» или «Орфограммку»)
- Смените фон страницы, размер, цвет или начертание шрифта
- Пересядьте за устройство с другой диагональю экрана
Такие манипуляции помогут немного отстраниться от текста и увидеть его свежим взглядом.
В этот подход редактуры не обращайте внимание на опечатки и ошибки, к ним вы вернетесь на следующих этапах. Попробуйте полностью погрузиться в смысл написанного. Удаляйте и переставляйте любые фрагменты текста. Следите за тем, чтобы при перестановке отдельных предложений и абзацев у вас не ломалась логика повествования.
Ваша главная задача на этом этапе — улучшение структуры текста. Переставляйте местами предложения, абзацы и целые разделы текста, чтобы сделать его структуру максимально линейной и понятной читателю.
Если в каком-то разделе явно недостаточно информации, ищите новые факты, чтобы его дополнить. Если найти ничего не удалось, удалите раздел, попробуйте объединить его с другим схожим по смыслу или удалите. Иногда может понадобиться экспертный комментарий. Попробуйте взять его у клиента или воспользоваться специализированными порталами (например, PressFeed).
Максим Ильяхов, главный редактор «Т—Ж», в «Курсе молодого бойца» пишет о том, что на этапе редактуры он может выбросить из статьи целые разделы, если материал получился слабым.
Шпаргалка:
- Отвлекитесь перед редактурой
- Дополняйте слабые места новыми фактами
- Убирайте лишнее
- Если текст неудачный — перепишите
Шаг 4: Отредактировать черновик — работа над словами
На этом этапе пора приступать к редактуре текста на уровне слов. Между подходами дайте материалу «отдохнуть» хотя бы 30 минут.
Избавляйтесь от всей словесной шелухи:
- Оценочных суждений: радует, впечатляет, возмущает, лучше, хуже
- Канцелярита: осуществляет, данный
- Излишних синтаксических конструкций: находился в состоянии алкогольного опьянения → был пьян)
Чтобы найти лишние слова было проще, воспользуйтесь сервисом «Главред». Он подсвечивает все стоп-слова, шаблонные выражения и прочий словесный мусор. Но не стоит бездумно вычищать все, что подчеркивает Главред, — иногда он ошибается.
На этом же этапе нужно проверить, как часто встречаются однокоренные слова в одном и соседних предложениях. Смело избавляйтесь от всех неоправданных повторов. Если вы устали и уже не замечаете тавтологии, проверьте текст в Орфограммке на вкладке «Красота». Идеальный вариант, если в любых двух соседних предложениях не повторяются однокоренные слова.
Для небольших текстов можно совместить третий, четвертый и шестой шаг в один, и работать над смыслом, словами и предложениями одновременно. Эффективность работы зависит от вашего опыта и внимательности.
Шпаргалка:
- Отвлекитесь перед редактурой
- Удалите весь словесный мусор
- Дополните фактами, если их не хватает
Шаг 5: Подобрать иллюстрации, расставить их по тексту и написать подписи
Иллюстрации — первое (а иногда и последнее), что видит читатель, от них во многом зависит успех текста. Хорошие иллюстрации могут вытянуть даже слабую статью, а плохие способны потопить сильную.
Основное условие выбора формата иллюстраций — контекст материала. Они должны продолжать и поддерживать основную мысль текста, помогать автору объяснить смысл написанного.
Иллюстрациями к тексту могут быть не только изображения, но и текстовые примеры, таблицы, схемы, графики, анимации или видео.
Подробнее о видах иллюстраций читайте в нашем «Руководстве по иллюстрированию»
Людмила Сарычева, соавтор книги «Пиши, сокращай», составила собственный путеводитель по иллюстрациям к тексту. В нем по полочкам разложено какими должны и не должны быть иллюстрации.
Бывает, что для некоторых текстов удобно делать иллюстрации по ходу работы или даже готовить их заранее. Это могут быть материалы, в которых:
- Все повествование опирается на примеры, расставленные в определенной последовательности (например, если вы пишете о правилах общения с клиентами на разных этапах взаимодействия или на подобные темы)
- Иллюстрации — основа текста (например, если вы делаете подробную инструкцию об использовании какой-нибудь программы)
Шпаргалка:
- Иллюстрации и подписи к ним не должны дублировать основной текст
- Иллюстрацией могут быть аккуратно сверстанные примеры, таблицы, графики, анимации, скриншоты, видео, коллажи, авторские изображения
- Используйте иллюстрации, которые подтверждают или дополняют текст, если это возможно
- Если тема абстрактная — либо оставьте текст без иллюстраций, либо придумайте сложную метафору
- Если есть выбор: рафинированные картинки из фотостока или жизненные, но среднего качества — выбирайте жизнь
Шаг 6: Отредактировать черновик — работа над предложениями
Этот этап редактуры можно объединить с третьим и четвертым шагом: редактурой текста на уровне слов и смысла.
Прочитайте полученный текст вслух, включая подписи к изображениям. Так вы найдете сложные моменты: не хватило дыхания на одно предложение, сложно проговорить подряд несколько длинных слов, неправильный порядок слов. Исправьте их. Там, где споткнулись вы, споткнутся и читатели.
Это связано с тем, что некоторые люди во время чтения мысленно или шепотом проговаривают текст. Все сложные места могут стать причиной того, что читатель закроет текст и покинет сайт.
Читать свой текст вслух советуют Максим Ильяхов в своем блоге, Сергей Абдульманов в книге «Евангелист бизнеса» и другие редакторы и маркетологи.
Повторяйте этот этап несколько раз, пока в тексте не останется сложных и неоднозначных узлов.
Шпаргалка:
- Прочитайте текст вслух несколько раз и перепишите все сложные места
- Повторяйте этот этап до тех пор, пока сложных узлов в тексте не останется
Шаг 7: Проверить факты и вычитать текст
В текстах могут встречаться не только смысловые или орфографические ошибки, но и фактологические. Чаще всего они встречаются при упоминании законодательных актов, дат и чисел, названий документов, имен.
Эти ошибки может пропустить клиент. Читатели же все равно заметят и напишут об этом в комментариях к тексту или в соцсетях. Это может негативно отразиться на репутации компании и автора.
Проводите проверку фактов до вычитки, ведь в процессе вы, возможно, найдете ошибку и придется переписывать какой-то фрагмент текста.
Чтобы облегчить проверку фактов, выделите все даты, имена, отсылки к законодательным актам и докладам любым цветом. Последовательно проверьте факты. Для этого используйте первоисточники, ведь авторы на других сайтах тоже могли допустить ошибку.
Для специфических тем (медицина, юриспруденция, фармакология и подобные), постарайтесь привлечь к фактчекингу эксперта. Он заметит те ошибки в фактах, которые в большинстве случаев пропускают неспециалисты.
Если вы сомневаетесь в собственных знаниях русского языка или корректоре, с которым работаете, проверьте текст еще раз в сервисе для проверки орфографии.
Шпаргалка:
- Проверяйте достоверность фактов в тексте
- Обязательно вычитывайте текст
- Если сомневаетесь в своих знаниях — привлеките корректора или воспользуйтесь сервисами для проверки орфографии
Шаг 8: Проверить текст на соответствие техническим показателям
Читайте также: Обзор сервисов для проверки орфографии
Иногда в требованиях тексту заказчики прописывают технические показатели: водность, тошноту, уникальность, читабельность, естественность и другие параметры. Проверять текст на соответствие стоит уже после всех этапов редактуры и вычитки.
Иногда даже несущественное изменение порядка слов может существенно повлиять на общую уникальность текста или другие параметры, поэтому проверять на соответствие всем показателям нужно в конце работы.
После проверки текста по всем параметрам, если вы не вносили никаких правок, можно отправлять его клиенту.
Если же изменения были, снова вычитайте текст и только после этого отправляйте клиенту.
Шпаргалка:
- Если есть требования к техническим показателям — их нужно выполнить
- Если что-то меняли в тексте — вычитайте его еще раз
Подведем итоги
Чтобы написать текст, нужно:
- Продумать структуру и составить тезисный план
- Написать первый черновик
- Отредактировать его, уделив внимание смыслу, словам и предложениям
- Подобрать иллюстрации
- Проверить факты и вычитать текст
- Проверить его на соответствие техническим показателям
Наш алгоритм — своеобразная база. Его можно усовершенствовать под свои потребности. Меняйте шаги местами, объединяйте. Ищите свой «рецепт», следуя которому вы будете стабильно писать качественные тексты.
Источник: статья на Content.Guru Как написать текст: инструкция для начинающих авторов
Больше полезных материалов → ru.content.guru